Авторитарные аспекты христианства (ч.1)

С точки зрения психолога Эриха Фромма, авторитарные и гуманистические элементы можно найти и внутри одной и той же религии (Эрих Фромм «Иметь или быть», – М.: «Прогресс», 1990 г., с. 256, с. 246–267). Традиционную христианскую религию он резко критикует за идолопоклонство, за авторитаризм, за то, что она в идеологической форме отражает ценности собственников и власть имущих и используется для поддержания и сохранения существующих социальных порядков.

Он принимает в ней лишь то, что, с его точки зрения, помогает утверждению гуманистической религии любви, в которой наиболее существенная и укоренившаяся в человеке религиозная потребность получает полное и адекватное удовлетворение.

В Новом Завете, безусловно, можно найти много нравственных ценностей представляющих гуманистический аспект христианства. Но нельзя закрывать глаза и на его авторитарный аспект, направленный на поддержание устоев общества, в котором господствует угнетение и тирания, препятствующий осознанию людьми своего несправедливого положения, препятствующий как развитию отдельного человека, так и социальной структуры общества в целом. Этот авторитарный аспект Христианства формирует особый психологический механизм, действие которого можно продемонстрировать следующим образом.

Во-первых, – человеку внушается мысль, что господство одних и рабское, угнетенное положение других – это нормально, потому, что установлено высшей невидимой силой – Самим Богом. Вдумайтесь в многослойный смысл следующей цитаты:

16 Ибо Им (Богом) создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, – все Им и для Него создано.


(Колоссянам 1: 16)

При этом особо подчеркивается: «…– все Им и для Него создано». То есть человек – не волен распоряжаться собою, он НЕ ЛИЧНОСТЬ, он превращается в чужую собственность, в вещь. К тому же и народ и господа оказываются – якобы в одинаковом положении – в роли СРЕДСТВА для реализации одному Богу известной цели. Уже на этом этапе человек перестает быть целью, и превращается в средство, а с господ снимается большая часть ответственности за притеснения народа. Полностью это делается после.

Далее от верующего требуется полное, беспрекословное подчинение любым властям и начальствам, как ставленникам этой высшей силы (Бога):

1 Всякая душа да будет покорна высшим властям; ибо нет власти не от Бога, существующие же власти от Бога установлены.
2 Посему противящийся власти противится Божию установлению;


(Римлянам 13: 1–7)

Пример правления Ельцина и Черномырдина как никогда отчетливо показывает ложность этой догмы и делает ее звучание для людей живущих на территории России просто кощунственным.
Да в течение всей истории России Правители не баловали свой народ справедливостью. Но и полное отсутствие в стране справедливости вообще – блестяще оправдывается следующими догмами:

13 Итак будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: Царю ли, как верховной власти,
14 Правителям ли, как от него посылаемым для наказания преступников и поощрения, делающих добро…
17 Всех почитайте, братство любите, Бога бойтесь, царя чтите.
18 Слуги, со всяким страхом повинуйтесь господам, не только добрым и кротким, но и суровым.
( И далее следует потрясающее объяснение того, – зачем должна быть в мире несправедливость)
19 Ибо то угодно (Богу), если кто, помышляя о Боге, переносит скорби, страдая несправедливо.
20 Ибо что за похвала, если вы терпите, когда вас бьют за проступки? Но если, делая добро и страдая, терпите, это угодно Богу».


(1-е Петра 2: 13–20)

Не правда ли, очень рациональное объяснение необходимости существования несправедливости? Ведь это безропотное терпение, по словам Петра – как бы испытание в верности Богу. Но, честно говоря, трудно представить себе ВСЕБЛАГОГО нежно любящего своих детей Отца, которому были бы нужны несправедливые страдания своих детей. Такой Отец выглядит отъявленным садистом. Но в комплексе с другими догматами, для традиционного Христианского сознания такое объяснение источника несправедливости в мире, данное Апостолом Петром, кажется удовлетворительным. Согласно другим догматам христианину остается только хвалиться унижениями своими и бороться с искушением восстановить справедливость, ибо иначе он не получит спасение души и жизнь вечную.

НЕСПРАВЕДЛИВОСТЬ, царящая в мире, как это ни парадоксально, объявляется нормальным явлением, необходимым для Бога. Это наводит на странные мысли… Однако, если не дать рационального объяснения несправедливости, то само здание веры в Мудрого и Непогрешимого Творца может рухнуть.

Ведь вокруг столько несправедливости. Ведь если не оправдать весь этот парад лжи и издевательств над человеком – он может возмутиться, в нем может пробудиться чувство собственного достоинства, гнев и сомнения… В его сознании могут возникнуть предположения – то есть Ереси, что мир устроен совсем не так, как говорится в священном писании… А этого никак нельзя допустить!

Поэтому именно эти естественные чувства и мысли используются для объяснения того, зачем Богу угодна несправедливость. Гордость, гнев, разногласия и сомнения, и тем более новые гипотезы – то есть Ереси объявляются страшными грехами (Галатам 5: 19–21), а пробуждение этих чувств и мыслей в душе – объявляется искушением, с которым и нужно бороться. (1-е Иакова 1: 2–12). Нужно подавлять в себе эти чувства и мысли в зачаточном состоянии. Оказывается, что несправедливые страдания – это испытание вашей веры на твердость и совершенство с помощью искушений. И без этих испытаний вы будете недостойны спасения души и жизни вечной.

6 О сем радуйтесь, поскорбевши теперь немного, если нужно, от различных искушений,
7 Дабы испытанная Вера ваша оказалась драгоценнее гибнущего, хотя и огнем испытываемого золота, к похвале и чести и славе в явление Иисуса Христа,…
9 Достигая наконец Верою вашею спасение душ.


(1-е Петра 1: 6–7, 9)

3 Зная, что испытание вашей веры производит терпение;…
12 Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его.


(1-е Иакова 1: 2–12)

Поэтому искушения, например, в виде издевательства господ, или любой другой несправедливости надо принимать: «С великой радостью»… (1-е Иакова 1: 2–14), – зная, что через это производится терпение, и вы достигаете совершенства. Получается что, чем больше вы позволяете унижать себя – тем вы совершеннее, тем вы угоднее Богу. Ведь это безропотное терпение и полное послушание как раз и требуется для спасения души и получения жизни вечной (1-е Иакова 1: 2–14). Униженность возводится в особую доблесть — (1-е Иакова 1: 9–10), а «умерщвление» – измождение и немощь плоти порой возвышается до культа. (2-е Коринфянам 11: 17–32; 12: 5–9).

Апостол Иаков пишет в своем послании:
«9 Да хвалится брат униженный высотою своею,
10 А богатый – унижением своим, потому что он прейдет как цвет на траве». (1-е Иакова 1: 9–10).

Но это слабое утешение… Чтобы хоть как-то утешиться, человек может с презрением произнести в адрес своих господ: «…что высоко у людей, то мерзость пред Богом». (Евангелие от Луки 16: 15).

В таком состоянии человек готов терпеть любые издевательства над собой из-за страха – перестать быть Богоугодным; из-за страха нарушить заповедь – не противься злому; из-за страха потерять спасение души и жизнь вечную. Он даже научается наслаждаться страданиями. — И поэтому человек становится неспособным не только свергнуть свое рабство, и своих угнетателей, но даже в какой-то степени оказывать им сопротивление.

Но если все-таки пострадавшему человеку придет в голову мысль, что с несправедливостью надо бороться, а тем более мысль, что злые, эгоистичные господа сами создали законы выгодные только для себя, но несправедливые по отношению к народу – и следовало бы эти законы изменить, то столь Еретическая для христианина мысль сразу направляется определенными догматами по ложному пути:

«1 Не судите, да не судимы будете» (Евангелие от Матфея 7: 1; от Луки 6: 37).
«9 Не сетуйте братия, друг на друга, чтобы не быть осужденными: вот Судия (Бог) стоит у дверей»… (1-е Иакова 5: 9).

«10 Смиритесь перед Господом, и вознесет вас.
11 Не злословьте друг друга, братия: кто злословит брата или судит брата своего, тот злословит закон и судит закон; а если ты судишь закон, то ты не исполнитель закона, но судья.
12 Един Законодатель и Судия (Бог), могущий спасти и погубить: а ты кто, который судишь другого?» (1-е Иакова 4: 10–12).

Эти догматы, внедренные в сознание, прекрасно маскируют подлинные отношения в обществе и освящают любые законы, созданные господствующим классом, внушая мысль, что они созданы самим Богом. Власть класса феодалов маскировалась, как освященная Богом власть Короля и тех, кому он ее делегировал. Господствующий класс стремится скрыть сам факт своего господства – якобы господа тоже всего лишь слуги Божии:

4 Ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро…
…он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое.
5 И потому надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести.
6 Для чего вы и подати платите; ибо они Божии служители, сиим самым постоянно занятые.
7 Итак отдавайте всякому должное: кому подать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь.


(Римлянам 13: 4–7)

Этими догматами с господ полностью снимается ответственность за любые несправедливые законы и деяния. Обдирание народа правящей кастой, наглое присвоение феодалами и другими господами всех земель и чужого труда – сквозь призму этих догматов кажется нормальным. Ведь господа все делают не для себя, а для Бога: «… ибо они Божии служители, сиим самым постоянно занятые». (Римлянам 13: 4–7). Ведь это тоже Божие установление, а противящийся этому – противится Богу. (Римлянам 13: 1–7).

Осуждать кого-либо, а тем более господ и их законы нельзя ни в коем случае, ибо осуждающий другого осуждает (критикует) закон. Сетовать на них нельзя даже своим друзьям по несчастью, ибо тогда ты будешь осужден самим Богом, и не видать тебе спасения души и жизни вечной. (1-е Иакова 5: 9; 1-е Иакова 4: 11–12).

Из ложных предпосылок, заключенных в этих догматах, следует, что все ЗАКОНЫ и ПРЕСТОЛЫ – на самом деле не господами, а Самим Богом созданы (1-е Иакова 4: 11–12; Колоссянам 1: 16), – и поэтому ИСПРАВИТЬ ЗАКОНЫ И СИСТЕМУ ВЛАСТИ не только ЗАПРЕЩЕНО, но вообще НЕВОЗМОЖНО…

Даже думать на эту тему и на любые темы связанные с устройством мира: запрещено. (1-е Коринфянам 2: 16; Колоссянам 2: 8). Остается только смириться с существующим в стране порядком, и беспрекословно подчиниться ему, позволив полностью растоптать чувство собственного достоинства:
«Рабы, под игом находящиеся, должны почитать господ своих достойными всякой чести»… – пишет Апостол Павел. (1-е Тимофею 6: 1).

Иисус говорит в Евангелии от Матфея:

39 А Я говорю вам: НЕ ПРОТИВЬСЯ ЗЛОМУ. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую;
40 И кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду;
41 И кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два»…


(Евангелие от Матфея 5: 39–41)

У всех народов существует некоторое объяснение происходящего. Индуизм, например, учит, что нищета – это побочный продукт вашей прошлой жизни. В древнем Египте религия стремилась внушить человеку, что он ничтожный червь, который ничего не способен изменить. Эта идея внедрялась в подсознание через религию, через искусство, через гигантоманию в архитектуре. – Авторитарный аспект во всех религиях действует одинаково. Его задача – подавить личность человека и сделать его легко управляемым, держать его в невежестве и страхе. Поэтому в Египте, например, в течение двух тысяч лет до нашей эры – не было ни одного народного восстания.

Религия – это не просто объяснение мира: это способ оправдать ситуацию и внушить человеку мысли, что все, что случается, предопределено, что с этим ничего нельзя поделать. В некоторых религиях – это воля Божия. В некоторых религиях – это судьба, написанная до вашего рождения. В некоторых религиях – это ваша прошлая жизнь. Но все религии сходятся в том, что с настоящим ничего нельзя поделать! Остается только смириться с существующим в стране порядком и беспрекословно подчиниться ему.

Традиционное Христианство умело сеет и культивирует в сознании людей нездоровое чувство вины. Полностью выполнить все те неестественные требования, которые официальная Церковь навязывает человеку – невозможно. И Церковь на полную мощность эксплуатирует чувство вины человека, который не смог преодолеть какое-либо искушение: подумал на запретную тему, осудил закон, мысленно осудил обидчика. Все, теперь он пойман в заранее расставленную сеть, он парализован чувством вины перед Богом, перед несправедливой властью, перед своими же обидчиками. Он не способен на сопротивление Злу.

Подавление естественных чувств: чувства справедливости, жажды познания, стремления к истине, просто физиологических потребностей – является величайшим инструментом психологического порабощения человека, введения людей в психологическое и духовное рабство. Методология очень проста – методология заключается в том, чтобы обратить вас против самих себя посредством навязывания вам хронического чувства вины – но она творит чудеса. Каким образом в вас возбуждается нездоровое чувство вины?

Сначала религия осуждает массу самых естественных потребностей и чувств человека. Только родившись, вы уже оказываетесь виноватым в «первородном грехе» Адама и Евы. Во время поста вы подумали о пище, и вы начинаете чувствовать вину.

Если вы доказываете в споре свою точку зрения – вы опять начинаете чувствовать вину перед Богом, потому, что Апостол Павел отнес: разногласия, сомнения, какие-либо споры и ереси, – то есть инакомыслие – к тяжким грехам (Галатам 5: 19–21). У вас появилось сомнение в том, что солнце вращается вокруг земли и ваш ум стал искать истину – вы опять начинаете чувствовать вину, так как сомнение – это тяжкий грех.

В то время когда вы уничтожаете в человеке сомнение, вы уничтожаете в человеке нечто, имеющее потрясающую ценность, поскольку именно сомнение позволяет человеку искать и находить. Вы отсекаете самые корни поиска; теперь поиска не будет. Именно это проделывали религии с человеком. Они объявляли себя всезнающими, требовали веры без сомнения и отсекали ваши корни, чтобы вы не росли вверх.

Первый отсеченный ими корень – это сомнение – тогда прекращается поиск. Второй – обращает вашу природу против вас, осуждает вашу природу. Сомневайтесь – сомнение не грех, это признак вашей разумности. Сомневайтесь и продолжайте искать истину, пока не найдете.

Религия осудила стремление к восстановлению справедливости и желание заступиться за невинно страдающих людей. Религия осудила чувство собственного достоинства и желание сбросить рабство. Но человек не компьютер – он не может жить по программе, его мысли нельзя просто взять и отключить.

Когда на его глазах творится несправедливость или его незаслуженно унижают – запрещенные религией желания и мысли, непроизвольно, как тени этих явлений, обязательно проносятся у него в сознании. Но человек пытается подавить в себе эти желания и мысли, как того требует религия, и чувствует вину за то, что эти желания возникли в нем. Непрерывные неудачи тех, кто сражается со своим естеством, прививают им хроническое чувство вины, делают их душевно и умственно неуравновешенными. И все эти вещи хороши для священника. Он эксплуатирует эти нездоровые чувства.

Конечно, некоторые инстинкты и желания порочны и с ними надо бороться: агрессивность, жадность, желание господствовать, царствовать, зависть, лживость, – безусловно порочны. Это остатки древних природных инстинктов, которые сохранились в наших генах еще от животных, притом от хищных, недобрых животных. Вы понаблюдайте за обезьянами – в каждой стае обезьян есть свой «Царь».

Идеалы подлинной демократии, общества социальной справедливости, доброта, интеллект, уникальность каждой личности – это то, что отличает нас от животных и делает людьми. С порочными инстинктами, безусловно, надо бороться – но заодно с ними религия осуждает как раз здоровые и необходимые желания и потребности, она осуждает почти всего человека. Надо понимать, что если природа заложила в человека что-то – это не случайно, на это у эволюции были свои причины, и значит зачем-то это нужно человеку для полноценной жизни.

Комплекс вины, прививаемый религией, делает человека легко внушаемым и психологически слабым. Ведь вы знаете, что многие люди, испытывающие комплекс вины готовы терпеть любые издевательства над собой, так как считают их как бы искуплением вины. Такой человек легко поддается манипулированию и беспрекословно повинуется, особенно тому, кто обещает снять с его души грехи, то есть священнику. Так человек попадает в психологическую зависимость от теократического государства.

Феномены дезориентации, мазохизма и хронического чувства вины, возникающие в Христианском сознании, делают человека совершенно неспособным на борьбу с несправедливостью, и тем более на мысли о каких либо социальных преобразованиях. Люди становятся неспособными на осознание своих прав и защиту своих интересов. А для власть имущих этот аспект Христианства всегда был необычайно ценным. Может быть, поэтому самое жестокое наказание Бог предусмотрел для тех, кто: «… дерзки, своевольны и не страшатся злословить высших». (2-е Петра 2: 9–10).

Итак, мысли человека попадают в ЛОВУШКУ и начинают циркулировать по кругу из ложных догматов, в результате чего человек теряет способность критически осмысливать действительность. Он становится абсолютно неспособен понять истинные причины несправедливости, объективную причину существующего в мире порядка и то – кем этот порядок установлен на самом деле. Мало того – само СТРЕМЛЕНИЕ ПОЗНАТЬ ИСТИНУ – ПРЕСЕКАЕТСЯ В КОРНЕ, (Колоссянам 2: 8; 1-е Коринфянам 2: 16). Особенно в этом преуспела машина инквизиции, пытаясь сохранить устои феодального общества посредством тоталитарного подавления инакомыслия.

Сомневаться в том, что все это так и задумано самим Богом – категорически запрещается – иначе вы ничего не получите от Бога (1-е Иакова 1: 6–7). Осуждать же Бога за неразумность такого мира и негуманность такого жестокого метода воспитания своих возлюбленных детей – тоже категорически запрещается. За это Богом предусмотрено самое жестокое наказание (2-е Петра 2: 9–10). Человеку вообще запрещается думать на эти темы и на любые темы связанные с устройством мира: «Смотрите, (братия) чтобы кто не увлек вас философиею… не по Христу». (Колоссянам 2: 8).

И вообще, объявляется, что не человеческого ума это дело – почему Бог устроил мир так, а не иначе: «Ибо кто познал ум Господень, чтобы мог судить его?»… (1-е Коринфянам 2: 16). А у духовенства, как и у Павла: «… ум Христов». (1-е Коринфянам 2: 16).

Теперь вам, наверное, понятно – почему в Средние века так настойчиво насаждался принцип – человеческим умом мир непознаваем, и значит – не надо зря тратить время на его исследование: «… безрассудно надмеваясь плотским своим умом и не держась главы»…, – как выражался Павел (Колоссянам 2: 18–19). – А то появятся всякие там… Галилеи, Коперники, Дарвины, а за ними Чернышевские, Добролюбовы и так далее.

Идеи, заключенные в этих догматах, чрезвычайно выгодны и для власть имущих и для духовенства. Они делают народ абсолютно неспособным выбраться из той «ямы» – беззакония и несправедливости, в которую власти народ посадили, и в которой духовенство его удерживает. А простому честному человеку – труженику – отводится только четыре права:

1 Хвалиться высотой унижения своего. (1-е Иакова 1: 9).
2 Хвалиться твердостью и непоколебимостью своей в мазохистской вере в это. (Колосянам 1: 22–23; 1-е Петра 5: 10; 1-е Иакова 1: 6–9).
3 С радостью принимать искушения. (1-е Иакова 1: 2–12; 1-е Петра 1: 6–7, 9).
4 Винить во всех своих несчастьях можно только свои плотские похоти и диавола, и противиться можно тоже только им. (1-е Иакова 1: 13–17; 1-е Иакова 4: 1–4; 1-е Петра 5: 6–10). Но в реальной жизни ничему и никому сопротивляться нельзя. Во всем надо проявлять полную покорность и беспрекословное послушание.

Сопоставьте весь этот поток унижения и бесправия человеческой личности, целый частокол из лжи и других преград для развития личности и общества, с другими словами Апостола Павла из послания к Филиппийцам, (гл. 4, стихи 8–9; гл. 3, стих 17). В нем Апостол Павел пишет:

8 Наконец, братия (мои), что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте.
9 Чему вы научились, что приняли и слышали и видели во мне, то исполняйте, – и Бог мира будет с вами».


(Филиппийцам 4: 8–9)

«17 Подражайте, братия, мне и смотрите на тех, которые поступают по образу, какой имеете в нас». (Филиппийцам 3: 17).

Так каким же словам Апостола Павла верить – тем, которые представляют гуманистическое начало и нравственные ценности раннего христианства или тем цитатам, которые приведены в этой статье и низводят человека до положения раба? Какому Павлу верить: в послании к Филиппийцам (гл. 3, стих 17; гл. 4, стихи 8–9.), где он завещает нам делать только то, что истинно, что честно, что справедливо или в тех догматах, где он проповедует самоуничижение и беспрекословное подчинение любой власти и запрещает искать истину?… (Колосянам 1: 16; Римлянам 13: 1–7; Колосянам 2: 8; 1-е Коринфянам 2: 16).

Иисус говорит в Евангелии от Матфея, гл. 5, стих 44:
«44 Любите врагов ваших …Благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас».

Скорее всего, сначала способ борьбы с искушениями, и принцип непротивления злу, описанные в этой главе, были предназначены для перевоспитания человека, для уменьшения агрессивности и мстительности. Для того чтобы люди решали конфликтные ситуации мирным путем, без применения силы. Об этом свидетельствуют послания Павла. (Римлянам 1: 28–31, Римлянам 3: 9–18; Римлянам 12: 17–21). Но беда в том, что этот инструмент перевоспитания, в сочетании с АВТОРИТАРНЫМ АСПЕКТОМ Христианства, превзошел все ожидания своих изобретателей и сделал людей не просто сдержанными и милосердными, но превратил их в рабов, в безвольных и послушных исполнителей любой — самой жестокой и бесчеловечной власти — а это уже само по себе безнравственно!..

Но чему же тут удивляться, ведь неповиновение любым властям и начальствам объявляется и Петром, и Павлом самым тяжким грехом (Римлянам 13: 1–7; 2-е Петра 2: 9–10; 1-е Петра 2: 13–20). Но чему же тут удивляться – когда самый безнравственный приказ властей и начальств надо беспрекословно выполнять: «Ибо начальник есть Божий слуга» (Римлянам 13: 4–7), и, следовательно, повинуясь ему, вы, тем самым – служите Богу (Римлянам 13: 1–7).

Среди того бесправия и унижений, которые обрушились на человека в Средние века, в новом свете выглядит гуманистический призыв Апостола Павла: «Никому не воздавайте злом за зло, но пекитесь о добром перед всеми человеками… если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья. Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» (Римлянам 12: 17–21). Сама по себе идея прекрасна!

Павел подразумевает, что у человека, которому вы добром отвечаете на зло – проснется совесть и он изменится к лучшему. А месть и силовой метод решения конфликта будут только нагнетать агрессию с обоих сторон. Безусловно, по отношению к тем, кто может осознать, что он не прав – так и надо поступать…

Но есть и другая сторона действительности. А если этот человек, который бьет вас, получает от этого удовольствие? Если он садист? – Тогда не сопротивляясь ему, вы поощряете Зло. К сожалению, в мире много бессовестных людей и нельзя ко всем применять одинаковый подход. Бессмысленно пытаться ценой своих бесконечных унижений или ценой жизни многих людей образумить подлеца и негодяя. Чаще он лишь еще больше наглеет от этого, и утверждается в мысли, что остальные заслуживают такого бесчеловечного обращения с ними. И дело не в том, что он поклоняется: «твари вместо Творца» (Римлянам 1: 25–27), а в том, что он неспособен чувствовать сострадание к другим людям.

Александр Ярославцев

Продолжение следует

(На иллюстрации — памятник большевику Петру Войкову в Керчи, «украшенный» так православно-монархическим движением «Новороссия» в 2009-м)

Авторитарные аспекты христианства (ч.1): 4 комментария

    1. Уважаемый Besseker, авторитаризм противопоставляется в первых строчках статьи не демократии, а гуманизму потому, что авторитарный аспект и гуманистический аспект – это наиболее ярко проявляющиеся аспекты такого сложного явления как христианство. Далее в статье я апеллирую и к справедливости, и к демократическим, и к моральным ценностям, и так далее!..

  1. Вы пишете, Александр, что «трудно представить себе ВСЕБЛАГОГО нежно любящего своих детей Отца, которому были бы нужны несправедливые страдания своих детей», и что «НЕСПРАВЕДЛИВОСТЬ, царящая в мире, как это ни парадоксально, объявляется нормальным явлением, необходимым для Бога».

    А что вы думаете о христианской концепции первородного греха? Не говорит ли она о том, что люди, после грехопадения были изгнаны из Рая и обречены жить в страданиях? То есть, как я понял, все страдания людей – это сужденное им наказание от бога. И не может быть пребывания в земной юдоли без страданий. Не есть ли эта концепция объяснение и оправдание существования зла в мире?

    1. Уважаемый Besseker, сейчас, в нашем современном мире будет объявлено нелепым вздором – если кто-то станет утверждать, что: «внуки должны отвечать за поступки дедов!»… Но в древнем мире люди считали иначе… Не зря на бытовом уровне так живучи представления о «карме» – как воздаянии за грехи в прошлой жизни…

      Страдания большой части людей – это факт, который представителям духовенства надо было как-то объяснить чтобы они [страдания] как-то вписались в картину мира верующего – не разрушая её… Священникам это надо было объяснить «пост фактум»… И они поступили так же как и с «причиной существования престолов и господств», – которые «Бог создал Сам для Себя»!… То есть придумали такую историю, которая могла бы все объяснить… И священники придумали концепцию «первородного греха» – как наказание от Бога. Вы правильно пишете, что: «эта концепция – объяснение и оправдание существования зла в мире»… Так же как концепция страданий – как испытания «искушениями» вашей веры на прочность – тоже объяснение факта существования страданий «пост фактум»… Ведь от Бога должны исходить только добро, свет и истина, а вокруг столько страданий… Дети в младенческом возрасте болеют и страдают, старики болеют и страдают… Кто в этом виноват? Сами и виноваты!.. И значит, что все эти страдания от дьявола, но Бог почему-то допускает это??? Кроме того – это удачный способ привить людям нездоровое хроническое чувство вины, которое можно будет потом эксплуатировать священникам…
      «20 Ибо что за похвала, если вы терпите, когда вас бьют за проступки? Но если, делая добро и страдая, терпите, это угодно Богу». (Новый Завет, 1-е послание Апостола Петра, гл. 2, стих: 20).
      «1 Рабы, под игом находящиеся, должны почитать господ своих достойными всякой чести, дабы не было хулы на имя Божие и учение»… (Послание апостола Павла «1-е Тимофею» гл.6, стих: 1).

Добавить комментарий