Два разных юбиляра: Энгельс против Михалкова

В ноябре 2020 года исполнилось 200 лет величайшему теоретику научного коммунизма, титану мысли и истинному борцу за освобождение людей труда, Фридриху Энгельсу. Если раньше имена прогрессивных мыслителей социального переустройства общества в основном замалчивались в РФ, и подвергались сознательному забвению, то теперь официальная пропаганда предпочитает тащить со свалки Истории уже давно опровергнутые «аргументы» против философов — «обновителей совести человечества».

Самым распространенным у современных черносотенных и мракобесных авторов, является обвинение Фридриха Энгельса в «русофобии» и «славянофобии» , то есть ненависти к русским людям, и вообще славянам. Подобные, с позволения сказать «упреки», можно встретить и у некоторых так называемых «левопатриотических» авторов (патриотами какого государства являются, а?). Данный вопрос превращается в тест на классовый подход, в готовность рассматривать исторический процесс, по точному определению Карла Маркса, как борьбу не народов, а классов.

Показателен пример, тоже юбиляра 2020 года, недавно отметившего 75-летие, придворного кинорежиссера Никиты Михалкова. Несколько лет назад «утомленный солнцем» открыл свой канал на YouTube «Бесогон», затем перекочевавший на федеральный телеэфир в качестве полноценной программы. В одном из выпусков данной передачи за 2019 год, пользуясь доверчивостью и внушаемостью своего немногочисленного зрителя, Михалков пошел на явный подлог. Пытаясь натужно простроить хоть какую-то логику в своих умозаключениях, он провел параллель между нынешней «русофобией» в Европе, и статьей Фридриха Энгельса из немецкой газеты XIX века!

Разыграл Никита Сергеевич «партию, как в английском футболе» — почти как вот в этом эпизоде… Разоблачил Энгельса от бороды до пят, запивая коньячным чайком-с!

На это обратили внимание, к сожалению, не красное интернет-сообщество, а на телеканале «Дождь», в очередном выпуске программы «Fake news», специализирующейся на разоблачении телефальшивок. Оказалось, что неудивительно, фраза Энгельса была совершенно не к месту приплетена, и фигурирует в совершенно ином источнике. И вот Михалков практически дословно воспроизводит материал из «Комсомольской Правды» (когда уже переименуют эту антисоветскую газетенку!), где обвинения Великобританией буржуазной РФ в отравлении Скрипалей, в «патриотическом» угаре сравнивают с нелестными словами Фридриха Энгельса в адрес самодержавной России, якобы перепечатанными всеми английскими газетами. А речь шла о взрыве в Лондоне, произошедшем в 1885 году, в котором англичане заподозрили агентов Российской Империи. Нехитрое расследование журналистов «Дождя» показало, что данная статья основоположника научного коммунизма, вошедшая в 21 том советского издания собрания сочинений К.Маркса и Ф.Энгельса, впервые вышла на английском языке только в 2010 году!

Вот так, ловким движением рук, официальная пропаганда Кремля приравнивает государство к родине, и жесткие, но справедливые оценки внешней политики Российской Империи, по точному определению классиков «Жандарма Европы» и «тюрьмы народов», представляет как ненависть к России и русскому народу! И это понятно, ведь сегодняшняя РФ так хочет быть похожа на ту дореволюционную Россию, с таким же презрительным отношением к простолюдинам, с таким же полицейским террором, казаками, попами и имперскими комплексами. Чего стоит в данном контексте поразительное по откровенности признание пресс-секретаря Владимира Путина Д. Пескова: «Наш идеал — Россия времен Николая II».

Как говорится, ни убавить, ни прибавить!

Позиция Энгельса же была тогда вполне понятна и объяснима: российское самодержавие бросало свои войска на подавление студенческих и рабочих выступлений в Европе, что находило осуждение и в самой России. Историческая правда, так же как и факты, вещь упрямая. Широко известно, что Фридрих Энгельс, сам будучи революционером-практиком, с большим вниманием следил за развитием революционной и прогрессивной мысли в России. И то, что он говорил и писал о Российской Империи перекликалось с мыслями и чаяниями русских марксистов той поры. Высоко оценивал Энгельс работы Н.Г.Чернышевского и Н.А.Добролюбова, вел переписку с Г.В.Плехановым и В.И.Засулич, приветствовал создание группы «Освобождение труда», возлагая большие надежды на русское революционное движение, надеясь дожить до краха царизма в России, до социалистических революций в европейских странах.

Владимир Ильич Ленин, написав в 1895 году статью на смерть Фридриха Энгельса, предварил ее эпиграфом из стихотворения Н.А.Некрасова «Памяти Добролюбова»: «Какой светильник разума угас! Какое сердце биться перестало!»

Надо сказать, что один из основоположников научного коммунизма был до конца последователен в своих взглядах. Энгельсу был чужд империализм и буржуазный патриотизм и на его родине. Те кто знает его биографию не по измышлениям современных «философов» и «политологов» помнят, что во время франко-прусской войны 1870-1871 гг. он, немец родившийся в Пруссии, был на стороне Франции. Будучи активным участником Эльберфельдского восстания в период Революции 1848-1849 года в Германии так же воевал против «своей» буржуазной родины.

Слова, произнесенные Фридрихом Энгельсом у могилы Карла Маркса: «Имя и дела его, переживут века», в полной мере относятся и к нему самому. Манифест Коммунистической партии, одним из авторов которого он стал, почти два столетия наводит страх и ужас на реакционеров и тиранов всех мастей по всему миру. Несколько лет назад уже предлагалось рассмотреть в российском суде вопрос о признании Манифеста «экстремистским материалом».

Можно конечно сказать, что все это-де прошлое, и нужно двигаться вперед. Однако, как мы видим, правящий режим в РФ пытается атаковать Энгельса именно по тем его позициям, которые сегодня становятся узловыми пунктами, «скрепами» российской политической системы: империализм, государство, религия. Особенно сейчас, в эпоху новых империалистических войн, усиления полицейской и репрессивной сущности буржуазного государства, отмирания старой, патриархальной семьи, в «домостроевском» ее издании, применительно к нынешней России.

Это борьба официальной пропаганды не с историческим персонажем, а с прогрессом, с самим идейно-теоретическим наследием основоположника научного коммунизма, в нынешних условиях разложения капиталистического мира оно набирает все большую популярность. И Энгельс побеждает в этой схватке. Что может быть более символичным, чем памятник Фридриху Энгельсу в шаге от Храма Христа Спасителя? (Кстати, глядит он как бы в сторону от храма, в своих думах пребывая, на блеск и звон не отвлекается, подпись на постамент возвращена благодаря пикетированию и даже собственному нанесению имени философа трафаретом, чёрной краской СКМ в 2002 году, потом вернули железные, отбитые декоммнизаторами буквы, — прим. Д.Ч.)

Эльмар Рустамов, член ЦК ОКП

Добавить комментарий