Болезнь правизны в комдвижении 90-х-20-х

Если вкратце описать почему левое движение в России, за очень редким исключением, абсолютно закономерно пришло к текущей политической позиции, то ответ на этот вопрос будет совсем несложным. Достаточно вспомнить всевозможные «патриотические» фронты и союзы начала 1990-х.

Коалиция коммунистов и национал-патриотов по определению не могла быть на классовой основе и формированию классовой оценки происходящего все это, разумеется, не способствовало. Движение это по форме и содержанию в корне своём было реваншистским, иначе и быть не могло, так как исторически и хронологически СССР был ещё «вчера». Казалось, что нужно лишь немного поднажать, навалиться стеной, и режим временщиков-«демократов» рухнет, и все вернётся на круги своя.

А что именно вернётся? Вот в этом и состоял главный вопрос.

Разделение ведь на самом деле существует очень чёткое. Для одних СССР это только территория, «держава», «империя», «большая» или «историческая Россия». Мощное государство, которое все боятся и уважают, с сильной армией и влиянием по всему миру. Это одно видение. Тут от СССР по факту остаётся одно лишь название, под это общее описание можно при желании пристегнуть любое государство, даже Российскую империю.

Другое понимание — классовое. СССР — советское и социалистическое, первое в мире государство рабочих и крестьян, в котором они впервые стали полноправными хозяевами своей жизни и судьбы. Это детище Октября, равноправный союз свободных народов на основе Советской власти и идей коммунизма. Центр мирового революционного движения и оплот социализма. Со всеми оговорками, но так оно и было.

В первой трактовке все текущие события — часть «многовекового противостояния с Западом», столкновение двух цивилизаций. «Они всегда были против нас, им неважно Россия это или СССР». Эти нарративы полностью повторяют официальную российскую буржуазно-консервативную пропаганду. Теперь эта охранительская бредятина нашла свое место и в российских учебниках истории. Молодёжь будут учить и воспитывать: начальство (государство) всегда право, так как оно нас защищает от «многовековой угрозы». Научат, что бывают «хорошие империи», которые дарят народам радость и развитие, а не подавляют их.

Второе видение — научное, материалистическое, марксистско-ленинское. Российская империя и западные государства конкурировали в рамках одной империалистической системы, это была борьба двух хищников за добычу. С СССР же прямо противоположная ситуация — конфронтация Советского Союза с капиталистическим миром носила ценностный, идеологический характер. То было соревнование двух противоположных общественно-экономических систем в борьбе за то, по какому пути будет идти человечество.

Тем, кто был подвержен первой трактовке истории России, изначально риторика Путина была очень близка.

Он с самого начала дал им мечту, иллюзию (многим большего и не нужно!) о сильном и мощном государстве, достойно представленном на мировой арене под мелодию советского гимна. Основные вопросы, например, в интересах какого класса будет это государство, кому будет в нем принадлежать власть, каким будет общественный строй, как теперь оказалось, мало кого волновали. Зато воодушевил арест Ходорковского. То, что на смену одним олигархам пришли другие осталось «за скобками». Это такой «левый поворот».

Тех, кто все эти тридцать лет говорил о классовом подходе, неизменно называли «догматиками» и «ортодоксами». Тех, кто критиковал программу КПРФ «слева» называли такими же словами, мол, отстали от жизни, не желают строить «новый социализм XXI века», брать пример с Китая и идти в ногу со временем. И вообще надо поддерживать «свое» государство и «свою» армию. Быть «патриотом». «Моей главной партией всегда была Россия!» — любит изрекать Г. А. Зюганов.

Иными словами, на таких вот дрожжах другого хлеба вырасти и не могло. А жаль. Тому, что комдвижение серьёзно заразилось национализмом и великодержавным шовинизмом тоже удивляться не приходится. Посмотрите хотя бы, для иллюстрации, на содержание песен и речей, которые звучали часто на митингах левых все последние тридцать лет, какие темы и идеи доминировали, и все сразу станет понятно.

Без критической переоценки всего опыта антикапиталистической борьбы 1990-ых в России, главным образом всех её идеологических аспектов, настоящим коммунистам, нацеленным на революционное обновление мира, вперёд не продвинуться. Избежать этого этапа не получится.

Элмар Рустамов, «Трудовая Россия»


Материалы по теме:

Индия Руссию — бхает, бхает!

Догматизм как форма оппортунизма

Болезнь правизны в комдвижении 90-х-20-х: 1 комментарий

Добавить комментарий