Союз развалили почти тридцать лет назад, но до сих пор нам, по сути, так никто и не предложил серьезного литературного осмысления тех событий. Вышедший по горячим следам «Последний солдат империи» Александра Проханова содержал небезынтересные сведения о политической подоплеке августовского путча 1991 года, но на историческую достоверность роман претендовать все же не может. Понимая это, автор позже кардинально переделал свое произведение. О других попытках описать действия ГКЧП и упоминать не стоит.
На этом фоне выгодно выделяется третий роман лидера музыкальной группы «Эшелон» Дмитрия Чёрного «Времявспять». Обладая фотографической памятью, энциклопедическими познаниями и способностью глубоко анализировать общественно-политические процессы, Черный изначально хотел проанализировать в своей книге причины, приведшие в 2012-м к очередному поражению протестного движения в России. Однако увлекся – и заодно создал подробнейшую литературно обработанную историю как августовского путча, так и своего рок-коллектива.
«Времявспять» — прямой наследник первого эпического произведения Дмитрия Чёрного «Поэма столицы». Если в основу той книги была положена любовная коллизия, поданная сквозь призму московских реалий, то теперь Черный сосредотачивается на судьбе пассионариев, потерпевших сокрушительное поражение в 1991-м и пытавшихся сплотить народные массы в «боевые нулевые». Чем это кончилось, мы все знаем, а вот с анализом причин намного сложнее. Черный берет на себя этот нелегкий труд и описывает свою мятежную юность посредством излюбленного метода посекундного увеличения, придающего книге особую достоверность.
В отличие от «Поэмы столицы», роман «Времявспять» более жестко структурирован. Книга разбита на главы, чего раньше Чёрный старался не практиковать совершенно осознанно. В более-менее упорядоченном виде подаются «прямые включения» из 1991-го. Тем не менее, роман категорически нельзя причислять к мемуарной прозе. Это животрепещущее, вечно актуальное повествование где осуществлена грандиозная попытка проследить пораженческие и реваншистские настроения – как в личных судьбах, так и в масштабах всей страны.
Главный герой романа – первый вокалист группы «Эшелон» Иван Баранов. Несмотря на то, что его уход из команды Дмитрий Чёрный воспринял очень болезненно (Иван крестился, начал стремительно воцерковляться и посчитал музыку, которую делал раньше, порочной), в книге он изображён отнюдь не в уничижительном контексте. Напротив, автор восторженно величает его «советским голосом».
Структура романа крайне сложна, а поэтому останавливаться подробно на её содержании нет никакого смысла. Отметим лишь, что поклонникам русского рока будет чем здесь поживиться, ведь, как на ладони, оказывается не только история «Эшелона» и его столичных соратников из групп «Анклав» и «Разнузданные волей», но и минских «Красных Звезд» и даже… «Алисы» образца 1991 год (Константин Кинчев эпизодически появляется в главе о защите Белого дома, а также в детальных воспоминаниях Чёрного о легендарном «алисовском» концерте в «Лужниках», легшего в основу альбома «Шабаш»).
Денис Ступников, КМ.ру