Авторитарные аспекты христианства (ч.3)

Правда об устройстве мира и общества стала опасной для Бога и теократического государства. Ведь опровержение библейской картины мира означало бы, что пророки, «священные писания» и  апостолы могли лгать, что Иисус был человеком и главное – что власти вовсе не от Бога установлены. Наука разрушала всё их притворство. Она выставляла напоказ всё их лицемерие.

Обличение первоначальной лжи разрушило бы все извращённые религией понятия и представления о мире и богоустановленности порядков в государстве, о непогрешимости так называемых представителей Бога на Земле. А это могло привести к революционным изменениям… Вот чего Инквизиция никак не могла допустить! Учёных и мыслителей убивали, чтобы сохранить миф о непогрешимости Бога, с которым отождествлялась вера в непогрешимость монархов и феодалов.

У ТЕОКРАТИИ был единственный способ сохранить искажённое религией восприятие, благодаря которому общество вопиющей несправедливости казалось нормальным. Этот способ заключался в том, чтобы убивать каждого мыслящего человека будь то философ, учёный, борец за справедливость или просто неблагонадёжный сомневающийся; т.е. каждого – кто может пробудить у остальных разум, кто может принести людям правду о мире и обществе – объявляли слугой дьявола и он подлежал уничтожению.

Раз правда и наука стали опасны для Бога, то есть для власть имущих – Инквизиция начала безжалостно карать за  малейшие отступления от библейской картины мира. Она рьяно взялась за вытравливание в людях самого стремления познать объективный мир: с помощью страха, запугивания, доносов, охоты на ведьм, публичных сожжений. Но делалось всё это от имени Бога-Творца и объявлялось Его волей. Задумайтесь над этим…

Как видите, всё это произошло не случайно и не по глупости. Инквизиция была неизбежным логическим следствием, завершением цепочки лжи,  на которой была построена религия и вера в Бога-Творца. Опора на изначальную ложь Пророков, утверждавших, что их устами говорит сам Бог,  требовала новой и новой лжи. Ложь стала расти как снежный ком, пока не захлебнулась в человеческой крови…

И тогда хотя бы к части человечества пришло прозрение: они увидели всё моральное уродство существующего общества и тех религиозных догм, которые освящают его. Они поняли, что мораль должна существовать для счастья всех людей, а не избранных, и независимо от бога. Они поняли, что мораль создается людьми и для людей, что она имеет смысл и ценность так же, как человеческая жизнь – независимо от того, существует вообще бог или нет. На смену эпохе Инквизиции пришла эпоха Просвещения…

Люди поняли, что идея Бога-Творца мира всегда поддерживала отнюдь не мораль, а наоборот глубоко аморальные законы и бесчеловечное устройство государства. Но делалось это так хитро и ловко, что верующие не видели аморальности всего этого, ибо как писал Апостол Павел: «бог века сего ослепил умы, чтобы для них не воссиял свет»… (2-е Коринфянам, гл. 4: ст. 4).

Тем временем гуманистический аспект Христианства стал родоначальником социалистических идей и вдохновителем светлой мечты человечества о новом, добром и справедливом обществе. Начиная с эпохи Просвещения многие великие люди, чистые сердцем, стали создавать его контуры. Вспомните слова Иисуса из Евангелия: «чистые сердцем… Бога узрят» (Евангелие от Матфея 5: 8), вспомните, что Иисус говорил народу в Евангелии от Матфея:

8  А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель – Христос, все же вы – братья;

10  И не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник – Христос.  


(От Матфея 23: 8, 10)

Многие историки Христианства убедительно доказывают, что в текст Нового Завета позднее были внесены изменения, которые исказили смысл учения Иисуса. Тогда каким же оно было на самом деле? Историк Христианства Эрнест Ренан в книге «Жизнь Иисуса» (Москва, «Вся Москва», 1990 г.) пишет в главе 11, что Царство Божие есть царство бедных людей. Он прекрасно описывает коммунистический характер раннего Христианства:

… бесчисленные коммунистические секты средних веков (бедные Лиона, бегарды, добрые люди, фратрицелли, униженные, евангельские бедные, сектаторы «Вечного Евангелия») выдавали себя за истинных учеников Иисуса, да и были ими действительно.


Эрнест Ренан «Жизнь Иисуса», стр. 149

В главе 11 «Царство Божие, познаваемое как господство бедных» (стр. 149) Эрнест Ренан пишет об Иисусе:

Подобно всем великим людям, Иисус любил народ и чувствовал себя с ним отлично. Любовь к народу, жалость к его бессилию, чувство демократического вождя, который ощущает в себе дух толпы и считает себя его естественным истолкователем, просвечивают ежеминутно в каждом из его деяний, в каждом из его поучений.

На странице 146 Ренан пишет:

Царство Божие предназначается:

1). Для детей и для тех, кто на них походит;

2) Для отверженных существующего строя, для жертв социального высокомерия, отталкивающего  хороших, но смиренных людей.

В главе «Развитие идей Иисуса о Царстве Божием» Эрнест Ренан пишет: «Иисус теперь уже не ограничивается ролью обаятельного моралиста, … он становится гениальным революционером, который пытается обновить мир в самых его основах и осуществить на Земле созданный им идеал». (Эрнест Ренан «Жизнь Иисуса», стр. 113). Об этом же пишут в своих монографиях: Эрих Фромм «Догмат о Христе» (Москва «Олимп», «АСТ-ЛТД» 1998г.); Эрих Фромм «Иметь или быть» (Москва «Прогресс» 1990г.); Карл Каутский «Происхождение Христианства» (Москва «Политиздат» 1990г.).

К сожалению, в течение многих веков государство эксплуатировало в  традиционном Христианстве именно авторитарный аспект, который формирует в душе человека особый психологический механизм, развязывающий руки беспределу власть имущих. 

Мы должны извлекать уроки из истории.  Вернёмся к главной теме нашего обсуждения и кратко сформулируем основные выводы, которые можно сделать из авторитарного аспекта Христианства.

Во-первых, с истинных виновников несправедливости снимается вся ответственность за их несправедливые деяния, ибо они якобы – «угодны Богу». Во-вторых, человеку внушается заведомо ложная мысль, что Рабовладельческие, Феодальные или какие либо иные несправедливые Законы – священны, ибо они от Бога. (Послание Иакова гл. 4: стихи 11–12). В-третьих, ему внушаются заведомо ложные представления, что: «нет власти не от Бога, существующие же власти от Бога установлены. 2  Посему противящийся власти противится Божию установлению». (Римлянам, гл. 13: стихи 1–7). В-четвёртых, человеку вообще запрещается думать на эти темы и на любые темы связанные с устройством мира. (Колоссянам, гл. 2: стих 8; 1-е к Коринфянам, гл. 2: стих 16).

Далее эти догматы действуют так, что ум и энергия человека, вместо того чтобы  искать способы  избавления от истинных причин его страданий, направляются в другое русло – безопасное для власть имущих и устоев созданного ими социального порядка. В итоге вся энергия пострадавшего направляется внутрь его и против него самого: на самоедство, мазохистское удовлетворение унижениями, борьбу с самим собой и мистическими псевдопричинами его несчастий, гасится страхом потери спасения души и, в конце концов, рассеивается в этом лабиринте. Мало того, у человека отнимаются все средства для того, чтобы найти выход из этой западни.

В результате извращения многих понятий, внушения заведомо ложных сведений о мире, человек оказывается абсолютно дезориентирован. И из-за ложных интерпретаций происходящего человек не в состоянии понять пружины общества и поэтому лишен возможности найти реальный способ решения своих проблем. Феномены дезориентации, мазохизма и хронического чувства вины, возникающие в христианском сознании, делают человека совершенно неспособным на борьбу с несправедливостью, и тем более на мысли о каких либо социальных преобразованиях.

Люди становятся неспособными на осознание своих прав и защиту своих интересов. А для власть имущих этот аспект Христианства всегда был необычайно ценным. Таким образом, христианская вера, наряду с прививаемыми ею, безусловно, благородными качествами личности, такими как: милосердие, сострадание, честность, коллективизм и скромность – вместе с тем делает человека совершенно беспомощным и беззащитным перед лицом тиранов и угнетателей. К сожалению, в истории нашей цивилизации,  описанный мною психологический механизм сделал рабство физическое и духовное – незыблемым на века…

Как видите – нельзя принести только добрые плоды, объявляя себя единственным носителем абсолютной истины в последней инстанции, и опираясь на ложь. Нельзя присягать истине именем  лжи. Бог — Творец – это величайшая ложь. (Колоссянам 1: 16).

Ложь – что существующий Мир и порядки в обществе созданы Богом – привела к извращению морали, которая стала оправдывать: несправедливые рабовладельческие и феодальные законы, несправедливые страдания людей, непротивление злу и произвол властей, и начальств. При этом восстановление справедливости – то есть сопротивление злу – объявляется религией аморальным. Этим Богом освящается произвол власть имущих, безответственность власти перед народом и ее безнаказанность, жестокое угнетение народа и его бесправие. (Римлянам 13: 1–7; Колоссянам 1: 16).

Вера в Бога, создавшего мир и порядки в обществе, освящает несправедливость, и извращает многие понятия, меняет местами правду и ложь, добро и зло – для своего поддержания, потому что она изначально держится на лжи, и поэтому – несёт в себе зло. Это неизбежное логическое следствие, завершение цепочки лжи, на которой была построена религия и вера в Бога-Творца. Инквизиция так же была неизбежным логическим следствием необходимости поддерживать выгодную ложь. (Колоссянам 1: 16).

В действительности идея Бога – Создателя мира всегда служила только ширмой для реальной власти господствующего класса. Авторитарный аспект Христианства дает власть имущим мощный психологический инструмент порабощения личности, который искажает восприятие людей так, что несправедливый строй кажется им справедливым и незыблемым. Этот психологический инструмент делает людей покорными и легко управляемыми, полностью парализует их волю к восстановлению справедливости, социальным преобразованиям и внушает мысль, что ничего изменить невозможно, потому, что все так и задумано самим Богом.

Авторитарный аспект Христианства ориентирован на то, чтобы держать человека в невежестве, лишить его возможности свободного развития. Это даёт возможность господствующей касте легко манипулировать народом в своих корыстных целях и способствует порабощению человека.

Таким образом, идея Бога — Творца мира всегда поддерживала отнюдь не мораль, а наоборот глубоко аморальные законы и бесчеловечное устройство государства. Но делалось это так хитро и ловко, что верующие не видели аморальности всего этого, ибо как писал Апостол Павел: «бог века сего ослепил умы, чтобы для них не воссиял свет»… (2-е Коринфянам гл. 4: стих 4).

Теперь со всей очевидностью можно утверждать, что нет и никогда не было никакого бога – создателя мира. Идея Бога, создавшего мир, самая абсурдная (Credo quia absurdum — «верую ибо абсурдно» — неслучайно сказал Тертуллиан, — прим. ред.) порочная из всех идей, которые когда-либо породил человеческий ум.

Религия, основанная на этой идее, всегда была верной служанкой власть имущих и оправдывала несправедливость созданных ими социальных порядков. Она отнимала у народа творческую энергию, разум и веру в свои силы, и мешала сбросить цепи рабства и угнетения… Почитайте «Завещание» священника Жана Мелье (1664–1729гг.), он прекрасно описывает это — см. «Утопический социализм» (хрестоматия), общая редакция А.И. Володина, (Москва «Политиздат» 1982 г.) стр., 129–137.

Но что же было?… Был гениальный и прекрасный человек – Иисус, который, несмотря на все свои заблуждения, принес в мир учение о любви к людям, о равенстве и братстве людей, уважение к бедности и скромности, желание помочь слабому. Были его ученики и последователи, которые сильно исказили его учение, но донесли до нас его ядро: общество социального равенства и социальной справедливости, возвеличивающее честный труд своими руками, все, что истинно, что честно, что справедливо, правдиво и добродетель.

Сам Иисус предпочитал называть себя: «Сын Человеческий» (Евангелие от Матфея 20: 28). В «Деяниях Апостолов» (Деяния 2: 22) Иисус сам приравнивает себя к Пророку. Лишь иногда, когда он хотел подчеркнуть своё предназначение, он называет себя Сыном Божиим. Но это больше метафорическое название, потому что, как следует из Нового Завета, каждый, кто следует заповедям Иисуса может стать сыном Божиим: (Евангелие от Матфея 5: 9, 45; От Луки 6: 35; гл. 20: 36; От Иоанна 1: 12–13; Римлянам 8: 14–17; Галатам 3: 26). Например, Апостол Павел пишет в посл. к Галатам, гл. 3, стих 26: «Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса». А в Евангелие от Луки, гл. 6, стих 35 – есть такие строки: «Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего».

Нет Бога-Творца, но может существовать бог – как идеал, как метафорическое выражение идеологии, сплачивающей людей [как условное (идеальное) воплощение отношений между людьми, — прим. ред.]. Как говорится в первом послании Апостола Иоанна: «Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь». (1-е Иоанна 4: 8). То есть духовная любовь между людьми – дружба, как у четырёх мушкетеров Александра Дюма, когда один за всех и все за одного. Между ними был «бог», который помогал им – это их великая дружба. Евангелие от Иоанна, гл. 15, стих 13: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих».

У каждого существует бессознательный идеал, с которым человек соизмеряет свои поступки и на которого он хочет быть похож. Это может быть и собирательный образ из нескольких людей вызывающих чувство поклонения. В процессе эволюции у человека сформировался особый психологический механизм, который откладывает на уровне подсознания образы людей, вызвавших у этого человека восхищение, любовь, и жажду подражания им. Это и становится его бессознательным идеалом или, иначе говоря, богом.

В течение эволюционного процесса человек, стремясь к совершенству, стараясь больше походить на свой идеал – развивал в себе способности и качества личности, которые повышали его выживаемость. Эволюция закрепила этот психологический механизм. При этом соответствие или несоответствие поведения этого человека его бессознательному идеалу может вызывать положительную или отрицательную реакцию организма на уровне физиологии. Затем эту способность к поклонению стали эксплуатировать Религии, но уже в других целях…

Самая фундаментальная ошибка всех религий состоит в том, что они объявляли себя всезнающими и обманули человечество. Ни у одной религии не хватит смелости признать тот факт, что существуют вещи, которые они не знают. Все они притворяются, что знают всё, что они всеведущие. Все религии говорят: «Кроме нас все остальные неправильные». Самое прекрасное в науке то, что она не притворяется всеведущей. Она знает, как много она знает, и она знает, что гораздо больше предстоит узнать.

Идея создания мира богом и эволюция – несовместимы. Идея бога предполагает, что его творение завершено. А эволюция, наоборот, предполагает, что творение не завершено, отсюда и возможность развития, эволюции. Те виды животных и растений, которые существуют сейчас – капля в море по сравнению с теми которые были. Эволюция вечна, она продолжалась всегда, и будет всегда продолжаться. Творение и Эволюция абсолютно противостоят друг другу. Вселенная творит сама – она не нуждается в Боге.

Мир существовал всегда и будет всегда существовать с миллиардами планет, звёзд и галактик. И осознание того, что судьба нашей Родины, и судьба планеты  Земля – зависит от каждого из нас, лишь увеличит нашу ответственность и нравственность. Это сделает всех более ответственными перед людьми и перед природой.

Пусть ваша новая идеология и мораль будет основана на поиске истины – подтверждаемой опытом, на правде и справедливости, на человечности, на доверии и любви к Людям и к Природе, на исследовании мира, а не на слепом послушании авторитету, и подчинении мёртвым догмам! Помните: Люди и Природа бесценны!..

Пусть ваша новая идеология будет основана на гармоничном развитии способностей каждого человека и реализации личности во всех отношениях – полезных обществу, на любви к Родине, на дружбе и солидарности людей, уважении к честному труду и заботе о других, на высоких гуманистических идеалах, исторических и политических знаниях. Пусть ваша новая идеология вместит в себя только позитивные нравственные ценности Христианства. Возьмите в качестве объекта поклонения и идеала для подражания лучших представителей человечества, ведь их немало – и тогда все встанет на свои места!… Служите Народу, Родине, Человечеству, а не идолу – Богу, которому приносили в жертву судьбы, жизни невинных людей и разум, ради незыблемости ложной предпосылки, что весь Мир создан Богом и для Него. И тогда будут невозможны чудовищные искажения морали… Такая мораль  никогда не приведет к преступлениям  против Человечества – к которым приводила эксплуатация веры в Бога – Творца.

Человечество пребывает в страдании вот уже тысячи лет, потому что религия не заинтересована в том, чтобы уничтожить причины этого страдания. Наоборот, она делает всё для того, чтобы человек ничего не менял и свыкся с мыслью, что ничего изменить нельзя. Религия дает красивые объяснения жуткой реальности, оправдывает несправедливость, но никогда не поможет избавиться от реальных страданий. Священник и жрец не заинтересованы в том, чтобы избавлять вас от подлинной причины страданий – иначе, что станет с их профессией. Наоборот, они заинтересованы в том, чтобы удерживать человечество таким, какое оно есть.

За тысячи лет религии не смогли дать и одной тысячной того, что дала миру наука, используя метод сомнения. Чарльз Дарвин, Микельанджело, Галлилей, Коперник, Альберт Эйнштейн, Эрих Фромм, Маркс, Будда, Пифагор, Сократ, Гераклит, Ломоносов – развились благодаря жажде познания и сомнению. А религия пытается убить в человеке и то и другое. На самом деле Бог представляется очень злым, когда говорит о том, что нельзя есть плодов познания. Он хочет, чтобы все оставались зависимыми от него во всем. Это желание диктатора, это желание жреца. Жрецы всегда, начиная с древнего Египта, старались держать людей в невежестве. Держать всех остальных – необразованными, ведь это лучший способ держать людей в рабстве. Образование опасно для религии.

Апостол Павел в одном из посланий призывает: «И не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и ОБЛИЧАЙТЕ». (Ефесянам 5: 11). К сожалению, в реальной жизни очень редко приходится слышать голос представителей Церкви, обличающий беззакония и произвол властей. В десятках городов происходят массовые забастовки учителей и врачей, которым месяцами не выплачивают нищенскую зарплату. Учителя, на этих акциях протеста – обличают власти. Однако Церковь и особенно ее иерархи – безмолвствуют!..

Но этого и следовало ожидать, поскольку авторитарный аспект христианства запрещает критиковать и осуждать, кого бы-то ни было – (Евангелие от Матфея 7: 1; От Луки 6: 37), а тем более критиковать власть имущих. (1-е Иакова 4: 10–12; 2-е Петра 2: 9–10). Очевидно – авторитарный аспект Христианства вытеснил в нем его гуманистическое начало. Ведь написано: «нет власти не от Бога». (Римлянам 13: 1–7). – Не могут же священники обличать ставленников Бога, – вы чувствуете весь абсурд положения – они не знают какого Павла им слушать: из послания к Римлянам или из послания к Ефесянам… А прислушаться к голосу своей совести и разума им не приходит в голову.

Сомневайтесь – сомнение не грех, это признак вашей разумности. Сомневайтесь и продолжайте искать истину, пока не найдёте.

Замечательные писатели – братья Стругацкие пишут в своей статье – «Вопросы без ответов»:

Любой тоталитарный (и авторитарный – А.Я.) режим стоит – как на железобетонном фундаменте – на идее беспрекословного подчинения.

Беспрекословное подчинение установленной идеологии.

Беспрекословное подчинение установленному порядку.

Беспрекословное подчинение установленному свыше начальнику.

Человек свободен – в рамках беспрекословного подчинения.

Человек хорош, если он не выходит за рамки беспрекословного подчинения.

Человек может быть назван умным, добрым, честным, порядочным, благородным, ТОЛЬКО  лишь пока он остается в рамках беспрекословного подчинения…


А. Стругацкий  Б. Стругацкий, ПСС, 2-й дополнительный том, статья – «Вопросы без ответов», стр., 420; 430 – 431. (Москва, «ТЕКСТ», 1993)

Традиционное Христианство вносит огромную лепту в то, чтобы человек был максимально удобен для тоталитарного режима или авторитарной диктатуры. – Ведь человек, если он в рамках такого Христианства: без свободы мысли и критического осмысления происходящего, без чувства собственного достоинства и… «покорен любому человеческому начальству – как от Бога посылаемому» или Богом «Помазанному на Царство». Такой  человек наглухо закрыт для новых знаний о мире, людях, обществе… Ведь такой человек смирится с любой несправедливостью и беззаконием, не встанет на защиту своих прав и прав других людей. Он никогда не будет занимать активную гражданскую позицию, потому, что у него религией отнято право – иметь собственное мнение…, и тем более защищать его. Он своей пассивностью и непротивлением злу будет, по сути, поощрять зло, культивировать его изуверство и наглость, и тем самым будет соучаствовать в несправедливости.

Разве такая личность будет строить новое лучшее общество? Общество подлинной демократии, в котором каждый человек, в той или иной мере, должен участвовать в управлении Государством, взять на себя долю ответственности за свою Страну, сознавая, что от каждого из нас зависит судьба всего нашего общества…

Для этого необходимо новое мировоззрение, которое может вместить в себя и позитивные нравственные ценности  Христианства, и в то же время такие свойства, как отсутствие догматичности, открытость науке, свободу развития мысли. Очень полезны в смысле понимания этой проблемы: книга Эрнеста Ренана  «Жизнь Иисуса» (Москва «Вся Москва» 1990г.); роман А. Стругацкого, Б. Стругацкого «Трудно быть богом» (Москва «ТЕКСТ», 1993 г. собр., соч. т. 3), а так же знаменитое «Завещание», которое написал священник Жан Мелье (См. «Утопический социализм (хрестоматия)» под редакцией А.И. Володина (Москва «Политиздат», 1982 г.), стр., 129–137.); и книги Эриха Фромма «Иметь или быть» (Москва, «ПРОГРЕСС» 1990.), «Догмат о Христе» (Москва «Олимп», «АСТ-ЛТД» 1998 г.).

Вера бывает двух типов: иррациональная – основанная на мистических чувствах и слепом послушании авторитету, и рациональная – которая представляет собой твердое убеждение, основанное на собственном опыте размышлений и чувств, а не на принятии суждений какого-то авторитета. Вера в общество социальной справедливости – это рациональная вера, основанная на опыте и знании.

Эрих Фромм считает, что новое общество может быть создано только тогда, когда в человеке произойдут глубокие изменения, то есть когда ныне распространенный объект поклонения будет заменен новым, когда произойдет переориентация религиозного сознания. Ни поклонение вещам в «кибернетической религии», ни религиозное поклонение авторитету бога в традиционном христианстве не предоставляют человеку правильных и эффективных ориентиров в окружающем его мире, не дают ему подлинного не порабощающего его объекта поклонения. Требуется новая религия – без бога, а для этого, считает Фромм, необходимо помочь человеку осознать, что только религия любви, в центре которой находится человек, может, в конечном счете, изменить его социальный характер и способ его существования. 

Александр Ярославцев


СПИСОК   ЛИТЕРАТУРЫ

1. Эрнест Ренан «Жизнь Иисуса» (Москва «Вся Москва» 1990 г.)

2. Карл Каутский «Происхождение Христианства» (Москва «Политиздат» 1990 г.)

3. Эрих Фромм «Иметь или быть» (Москва «Прогресс» 1990 г.)

4. Эрих Фромм «Догмат о Христе» (Москва «Олимп», «АСТ-ЛТД» 1998 г.)

5. Новый Завет

6. Н. Бердяев «Истоки и смысл русского коммунизма».

7. В.В. Соколов «Средневековая философия» (Москва «Высшая школа» 1979 г.)

8. Александр Мень «История религии: В поисках Пути, Истины и Жизни». В семи томах. (Москва СП «Слово» 1992 г.)

9. Александр Мень «Сын человеческий» (Москва «PS» 1991 г.)

10. Александр Мень «Быть Христианином» («ANNO ROMINI», 1994 г.)

11. «Иллюстрированная история религий» в 2-х т. под ред. Д.П. Шантепи де ля Соссей (Спасо-Преображенский Валаамский монастырь)

12. А. Стругацкий, Б. Стругацкий «Трудно быть богом»  (Москва «Текст» 1993 г.)

13. А. Стругацкий  Б. Стругацкий, полн. собр. сочинений, 2-й  дополнительный том, статья – «Вопросы без ответов», стр., 420; 430–431. (Москва «ТЕКСТ», 1993 )

14. Айзек Азимов «В начале» (Москва «Политиздат» 1990 г.)

15. Мартин Лютер Кинг «Собрание сочинений».

16. Фридрих Ницше «Антихрист» – «Проклятие Христианству» 2-х т. собр. соч. т.2 стр.631–691 (Москва «Мысль» 1990 г.)

17. Фридрих Ницше «Так говорил Заратустра» 2-х т. собр. соч. : т.2 стр.5–238 (Москва «Мысль» 1990 г.)

18. «Утопический социализм» (хрестоматия) общая ред. А.И. Володин (Москва «Политиздат» 1982 г.): Жан Мелье, Габриель Бонно де Мабли, Морелли, Гракх Бабеф, Анри де Сен-Симон, Шарль Фурье, Роберт Оуэн, Виссарион Белинский, Александр Герцен, Николай Чернышевский, Николай Добролюбов.

19. Чанышев «Курс лекций по древней философии» (Москва «Высшая школа» 1981 г.).

20. Фритьоф Капра «Дао физики» (Санкт-Петербург «Орис» 1994 г.)

21.  «Философское учение буддизма» — лекция академика Ф.И. Щербатского при открытии выставки 24 августа 1919 г. (Щербатский Федор Ипполитович  (1866–1942 гг.) выдающийся русский буддолог, ученик И.П. Минаева, С.Ф. Ольденбурга, Г. Бюллера, И.Г. Якоби.)

22. Ф.А. Щербатский «Буддийская логика» (1930–1932 гг.)

23. Тартанг Тулку «Мастерские средства»; «Ум открытости» (Цетр духовной культуры «Единство» Москва 1994г.)

24. «Дзен-Буддизм» Дайсэцу Судзуки; Сэкида Кацуки (Бишкек МП «Одиссей» 1993 г.)

25. В.В. Бродов «История философской мысли Индии, йога: методология практических занятий» (Философия буддизма – теория Дхарм, атомистическая концепция буддизма, стр.64–68) МГУ 1990 г.

26. Под ред. И.Н. Яблокова «Основы религиоведения» (Москва «Высшая школа» 1994 г.)

27. Даосизм изложен в «Каноне о пути и добродетели» — «Дао дэ цзин» автор Лао-цзы, и в трактате Чжуан-цзы отражающем взгляды философа Чжуан Чжоу (4–3 века до н.э.)  Как целостная система даосизм восходит к трудам Ле-цзы (около 4–3 веков до н.э.) и Хуайнань-цзы (2 век до н.э.)


Материалы по теме:

Авторитарные аспекты христианства (ч.1)

Авторитарные аспекты христианства (ч.2)

Добавить комментарий