От ню-кинокупанья до вай-фая — одна судьба…

Хеди Ламарр (Хедвиг Ева Мария Кислер) – блистательная актриса 30-40-х годов прошлого столетия, слава к которой пришла благодаря австрийско-чехословацкому фильму «Экстаз» (1933). Эта лента считается первым эротическим фильмом. Сцена, где 19-летняя девушка на протяжении 10 минут купалась обнажённой в лесном озере, повергла в шок публику того времени.

Зрители негодовали по поводу такой небывалой в Европе раскрепощённости, но сами толпами валили в кинотеатры, чтобы полюбоваться сценой, совершенно невинной по сегодняшним меркам. После выхода фильма родители в срочном порядке выгодно выдают дочь замуж. Мужем Хеди становится Фриц Мандл – австрийский миллионер, занимавшийся производством оружия.

Новоявленный супруг в приступе ревности попытался скупить все копии скандального фильма с участием жены, чем вызвал ещё больший интерес публики. Сам же Мандл относился к супруге как к очередному дорогому приобретению. Он хвастается красавицей-женой буквально повсюду. Это капчванство и было его роковой ошибкой. Хеди присутствовала даже на совещаниях по разработке оружия.

Бросая томные взгляды в сторону деловых партнёров, девушка параллельно вникала, о чём шла речь на собраниях. Четыре года Хеди Ламарр была птицей в золотой клетке. Она буквально сбежала от мужа, как в романтическом кино, как в тех же «Римских каникулах» героиня Одри Хепбёрн почти. Хеди подсыпала горничной снотворного, переоделась в её платье и спустилась по верёвочной лестнице с верхнего этажа замка.

Присутствуя на собраниях мужа в аннексированной Германией Австрии, зная, какие громадные госзаказы от рейха получает муж, она, как никто другой, понимала масштабы фашистской угрозы, нависшей над всей Европой. Хеди села на пароход «Нормандия» и отправилась в Америку. К счастью, в Штатах ещё не забыли обнажённый триумф актрисы и тут же предложили ей выгодный контракт, посоветовав лишь сменить громоздкое имя Хедвиг Ева Мария Кислер на звучный псевдоним Хеди Ламарр.

После начала Второй мировой войны, Хеди Ламарр обратилась к правительству США со своими инновационными идеями в сфере усовершенствования дистанционного управления торпедами, а также предложила технологию «прыгающих частот». В госдепартаменте Совета Изобретателей только снисходительно улыбнулись и посоветовали актрисе «помогать» стране, блистая на экране…

Первым, кто серьёзно воспринял идеи актрисы, был Джордж Антейль, композитор-авангардист. Механическое пианино стало тем программируемым устройством, на котором проводили свои исследования энтузиасты. Несколько месяцев ушло на доработку идеи. Изобретение под названием «Система секретных сообщений» было всё-таки запатентовано.

Концепция, слишком опередившая своё время, тогда не была внедрена, правительство не оценило изобретение и положило его на полку. Лишь в 1962 году во время Карибского кризиса идею Хеди Ламарр усовершенствовали и стали использовать в военных целях. Сильно тогда США были напуганы приближением советских ракет, это заставило бережнее относиться к имеющимся запасам технической мысли…

Позже изобретение Хеди Ламарр стало фундаментальным для развития технологии Wi-Fi. В начале 1990-х годов некоторые энтузиасты, узнав о той, кто стоял у истоков беспроводных компьютерных сетей, пожелали представить Хеди Ламарр к медали Чести Конгресса, но безуспешно.

Только в 1997 блестящий ум голливудской красавицы был оценён по достоинству, и она стала первой женщиной-лауреатом премии BULBIE Gnass Spirit of Achievement, позиционируемой как «Оскар изобретающего мира». День рождения Хеди Ламарр (9 ноября) отмечается в США теперь как День изобретателя.

Хеди Ламарр скончалась 19 января 2000 года в городе Орландо во Флориде на 86-м году жизни. Прах актрисы был согласно завещанию развеян на её родине, в Австрии, в Венском Лесу. В 2014 году её имя посмертно ввели в Национальный зал славы изобретателей США.


От редакции: Что в этой истории, в этой судьбе до сих пор так притягательно современникам, жителям уже 21 века? Гармонически развитая личность, античный (и, кстати, советский) идеал! Шокирует и привлекает в судьбе Хеди то, что женщина может иметь не только ослепительную красоту, но ещё и такой же восхитительный ум. Взятая в собственные руки судьба восхищает, способность не просто запоминать, но именно воспринимать готовыми категориями информацию, которая станет ноу-хау, опередившим своё время.

Между тем, если говорить о нравах пуританской Европы, то в «Экстазе» действительно нет ничего шокирующего даже по тем временам — ну, некоторые планы топлес, а общая нагота — только с очень дальних, расплывчатых планов. Сама идея бегающей по лесам обнажённой девушки — вот что вдохновляет, без прямой видимости. И там куда больше отведено внимания взаимной симпатии лошадиного племени, что отчасти метафорически и иронично выражает «жеребиное» настроение зрителя… Однако для 1933 года, когда нацисты и пришли к власти в Германии законным путём, здесь нет ничего прямо уж потрясающего (вспомним ту же «Олимпию» Ленни Рифеншталь, что выйдет в 1936-м). Раскрепощение нравов шло с 1920-х полным ходом в Европе — особенно в советской её части, здесь мы имеем полное право первенства, как в области прав женщин, так и в раскрепощении их же, в снятии с них проклятий и вериг прошлых формаций. Это дало громадную творческую силу целому поколению…

Впрочем, восприятие австрийских современников если и повлияло на саму Хеди — то в плане эмансипации и личностного роста, поверить в себя не просто как тело, а именно Личность (в которой ум-идентичность главное), вот что сумела из этой истории вынести в свою пользу будущая кинозвезда Ламарр. Не затрагивая безусловных интеллектуальных достоинств и гениальности (которая «работает» только при терпении и упрямстве — её открытие пролежало «на полке» два десятилетия, как минимум) Хеди, хочется тут именно в масштабах мирового кинематографа дать небольшую справочку.

В СССР уже в 1925-м году снимались фильмы, в которых здоровая женская красота (не та, которая шла на продажу при царизме и капитализме) воспевалась в меру имеющихся оптических средств и сюжетов. В «теле» данного текста вы имеете возможность сравнить два фильма, между которыми без малого десятилетие. Сравнить две сцены купания — темпоритм этих сцен. В советском — девушек много, и нет той томности, отвлечённой медлительности, что наблюдается в «Экстазе». Причём, что забавно, в советском, немом ещё шпионско-антирелигиозном кинофильме «Крест и маузер» изображается как раз европейская католическая пуританская страна — название её условно, — отсюда и муки католического вуаериста, вожделеющего из зарослей купающихся дев (46:15)…

Горжусь что в другом эпизоде этого фильма снялись мои бабушка, её старшая родная сестра Лидия Васильевна Былеева (которая на съёмки и привела), профессиональная актриса Малого театра и большого (немого) кино, и даже прабабушка Анна Георгиевна Буланова (среди прихожанок, шокированных парадом мужчин с голыми торсами и голоногих девушек в шортах) — в шествии физкультурников мимо кирхи, что на Малой Грузинской (42:13). Это место не сложно узнать, позже там рядом будет построен кооперативный дом, в котором поселятся Владимир Высоцкий, Елена Коренева, Андрон Кончаловский, Никита Михалков… Эпизод слишком стремителен и быстр, чтобы рассмотреть в нём лица, однако они там есть! (а вот в титрах нет — тогда не было ещё традиции вписывать эпизодических актёров и статистов).

Дмитрий Чёрный, ведущий РАДРЕАЛа

Добавить комментарий