Говорили же, предупреждали многие художники, оставшиеся в России после 24 февраля, что усиливать национальную ненависть и страх сейчас преступно, саморазрушительно. Однако ушлые «мастера культуры» (им бы кавычки – из колючей проволоки сразу) смекнули, что в обстановке мобилизации можно «рубануть бабла» на этом, на низменном, и – легко получили путинский грант, более десяти миллионов рублей, на показ более чем сомнительного спектакля.
Истоки «оригинальной идеи» обнаружить не так сложно – это печально памятный «Норд-Ост», патриотическая оперетта Цикало (из кабаре-дуэта «Академия») по мотивам «Двух капитанов», на которой чеченские боевики под командованием Мовсара Бараева захватили в заложники весь зал. Они требовали остановить войну в Чечне (Вторую Чеченскую, начатую в 2000-м, как раз под выборы Путина). Тема, кстати, актуальная в нынешних реалиях уже не в отношении Чечни…
Как раз двадцатилетие трагедии «Норд-Оста» в октябре исполнилось. Трагедии – потому что недавно персонально «обновившаяся» тогда власть во главе с Путиным избрала удобный для неё, но не для заложников способ «освобождения», решения этой проблемы. В зал запустили убийственный, специальный усыпляющий газ из запасов КГБ. Как рассказывал потом один из кремлёвских слуг Путина, газ долго не проникал через вентиляцию в зал, но когда «газ пошёл», и соответствующее сообщение пришло в Кремль, президент удовлетворённо стал креститься у недавно поставленной в кабинете иконы какой-то там божьей матери: «Слава тебе, господи!..» Газ усыпил «живые бомбы», шахидок, но вместе с ними – и заложников. Откачали из заложников немногих, большинство погибло, так и не проснулось. Молодые шахидки, напомним, были в основном жёнами убитых в Чечне боевиков. Им терять было нечего, и они знали, на что шли, а вот мирные москвичи, которых взяли ваххабиты в заложники, погибли в итоге в результате своего «освобождения».
Для режиссёра этого косплея Романа Без-Разума, который, видимо, не всю фабулу «Норд-Оста» 2002 года запомнил — есть, однако, советы очевидцев-телезрителей. Что ваххабиты расстреливали заложников время от времени для устрашения правительства РФ – это Роман верно запомнил. Делали они, правда, своё чёрное дело не на глазах зрителей и не за кулисами, а в коридоре большого советского Дома культуры, театрального центра на Дубровке (о нём чуть ниже). Но если пытаться иммерсивно (ещё одно патриотическое слово!) воспроизводить в театральных залах то, что творили боевики с москвичами, нужно в оркестровой яме организовать общественный туалет. Именно туда отводили группами заложников из большого зала, это тоже деморализовывало москвичей – такое расчеловечивание на глазах всей «почтенной публики». Впрочем, даже это расчеловечивание не затмило «освобождения», последовавшего вскоре. Видеозаписи этих часов в зрительном зале демонстрировались на центральном ТВ, это не какая-то эксклюзивная информация.
Кто принимал решение тотально усыпить всех в зале – и догадываться не нужно. Тот, кто крестился в Кремле. Переговоры с Мовсаром Бараевым и велись-то с тем лишь, чтобы выиграть время для подвоза баллонов со специальным газом. Для того чтобы спецназ исследовал вентиляцию для «доставки» газа в зал, занял позиции, а потом начал недолгое освобождение (боевики отстреливались не более 15 минут) – а из заложников там почти никого уже живых не было… Все переговоры (Кобзоном, Рошалем, Немцовым, Хакамадой, Явлинским, Политковской) велись для выигрыша времени, обмана и расслабления ваххабитов Бараева. Переговорщики добились освобождения всего 50 детей, 174 заложника по итогам штурма и газового «слава-тебе-господи» погибли, 700 пострадали. Всего заложников было 912.
Нет, конечно, до использования газа тут вряд ли дойдёт, но провоцируемый таким «искусством» страх – похуже любого насмерть усыпляющего газа. Страх и национальная ненависть, зарождающаяся от просмотра такого «спектакля», стабильно делают каждого украинца в глазах дорогих россиян – врагом. Услышав украинский язык, речь, они будут шарахаться сразу как от террористов, врагов, — а ведь украинцы тоже государствообразующие, неотъемлемая часть советского народа.
Спектакль не иммерсивный, а инверсивный – пытаясь показать, как плох фашизм где-то за границами РФ, этот, условно говоря, Разум возбуждает в зрителе ни что иное, как ксенофобию. От которой до фашизма, но уже русского, а не демонстрируемого украинского – малый шаг. Если бы захват зрителей «Вежливых людей» осуществляли как бы боевики «Правого сектора», «Азова» или прочие легко опознаваемые по чёрно-красным нашивкам бандеровцы – ещё более-менее ясно, что критикуется таким образом неонацизм. Но каждый ли солдат ВСУ, которых изобразил Разум – является неонацистом, украинским националистом? Факт, что не каждый, поскольку нынешняя мобилизация украинцев идёт явно не по идеологической принадлежности. И важно режиссёрам, отвоёвывающим президентские гранты, понимать: что бывает в пропаганде, вряд ли годится для искусства.
Как такое непотребство отважился финансировать вполне либеральный по составу экспертного совета (там даже режиссёр Геликон-Оперы Бертман заседает) Президентский фонд культурных инициатив – конечно, загадка. Этот же фонд недавно, 31 октября не принял десятки заявок на финансирование куда менее экстремистских методов пропаганды не национального страха и ненависти, а именно дружбы народов, советского патриотизма, единства всех наций, населяющих Россию – в числе лишённых финансирования оказалось старейшее, советское ещё издание «Литературная Россия».
Но «ветер перемен свищет в дырах от наших пуль», как пел один признанный в РФ экстремистом-нескольких-песен рок-певец,- только дыры эти уже в общественном сознании, если насилию (в том числе и ментальному – что самое опасное) над собой зрители готовы стоя аплодировать… Неясно, куда тут ниже падать.
«Падайте ниц, то есть вниз! Вам это право дано!» — как пел Высоцкий в советском детском аудиоспектакле «Алиса в стране чудес»…
Антон Вотречев