Евгений Иванов. Рубен, герой двух войн с фашизмом

101 год назад, 9 января 1920 года, родился Рубен Руис Ибаррури — сын испанской революционерки, лидера компартии Долорес Ибаррури, участник Сталинградской битвы, Герой Советского Союза (посмертно). Он родом из испанского поселка горняков, где с детства слышались слова «борьба, революция, свобода». Люди трудились день и ночь, зарабатывая жалкие песеты, которых едва хватало на хлеб.

Мальчик видел своими глазами весь ужас несправедливости, царящей вокруг. Именно тогда, еще в детстве, сформировались его взгляды и убеждения, решимость бороться против угнетения людей.

Уже в 13 лет Рубен распространял партийную литературу, его видели на демонстрациях. Но это стало опасным, в 1935 году полиция бросила мать Рубена, Долорес Ибаррури, в тюрьму.

В 1935 году детей испанских коммунистов вывезли в Советский Союз. Рубен воспитывался в семье старых большевиков Лепешинских. Позже работал на заводе ЗИЛ, учился в авиационной школе.

Вскоре мир облетела горькая новость — в Испании высадились войска мятежного генерала Франко, они принесли с собой гибель сотен тысяч простых тружеников. Расстрелян поэт Федерико Гарсия Лорка — гордость Испании, война уносит жизни женщин, детей, стариков…

Испания не сдавалась, и весь народ – от мала до велика подхватил слова, произнесённые Пассионарией: ЛУЧШЕ УМЕРЕТЬ СТОЯ, ЧЕМ ЖИТЬ НА КОЛЕНЯХ! Что ощутил юный испанец, зная, в какой опасности оказался его народ? Какие чувства терзали его молодую, пылающую душу? Горечь бездействия, желание немедленно влиться в ряды республиканской армии, чтобы защитить свою страну от фашистов.

При первой возможности, скрывая свое имя, Рубен отправляется в Испанию, чтобы освободить свою Родину от угнетателей. Здесь он сражается на передовой линии, в разведывательной дивизии под командованием Хуана Модесто, принимает участие в знаменитом сражении при Эбро… Отважного воина Рубена Ибаррури за мужество, находчивость и умение, проявленные в боях с мятежниками, производят в капралы, а затем в сержанты.

Но силы тех, кто отстаивал демократию и тех, кто рвался к власти при поддержке фашистов, были не равны. Члены интербригад потерпели поражение. Тогда казалось – это всеобщее торжество зла. До победы, которая была почти невероятной, оставалось столько дней и ночей, столько километров, столько жизней! До Победы, которая начнётся в Сталинграде, до Победы, на алтарь которой отдаст свою жизнь Рубен. Но тогда об этом ещё никто не знал…

В 1939-м он возвращается на советскую землю, идет учиться в Центральную Московскую Военную Академию, которую заканчивает на отлично и выходит из неё командиром пулеметного взвода московской Пролетарской дивизии.

И с первых дней Отечественной войны Рубен — в жестоких боях на Западном фронте. «Здесь в каждом живет герой, такой народ невозможно победить. Мама, я считаю для себя большой честью и гордостью сражаться в рядах Красной Армии против угнетателей человечества. Я уверен, что именно на этой земле они сломают зубы» — пишет он матери.

За мужество и отвагу, проявленные в боях, был награжден орденом Красного Знамени.

Под Борисовом Рубена тяжело ранило, он попал в госпиталь города Уфы, а после выздоровления его отправили на Сталинградское направление.

Исключительную храбрость проявил в боях под Сталинградом, командуя пулеметной ротой.

В конце августа 1942 года сложилась тяжелая обстановка. Прорвавшиеся немецкие танки угрожали отрезать Сталинград от наших основных войск. Для ликвидации этой угрозы 23 августа 1942 года в район станции Котлубань был направлен передовой отряд 35-й гвардейской стрелковой дивизии, в состав которого входила пулеметная рота под командованием Ибаррури. Отважными действиями передового отряда и мощным огнем пулеметной роты продвижение противника было остановлено. В этом бою пал смертью храбрых командир передового отряда. Рубен Ибаррури принял командование на себя.

Фашисты превосходящими силами продолжали непрерывные атаки. Только за одну ночь передовой отряд под командованием Ибаррури отразил шесть атак противника.

Но именно здесь, под Сталинградом, получил он смертельную рану; его вынесли с поля боя и отправили в госпиталь села Средняя Ахтуба. Борьба за жизнь молодого испанца была упорной, но смерть всё-таки настигла его здесь, в заволжской степи. Это было 3 сентября 1942-го. Ему было всего лишь 22 года…

Когда-то мать говорила ему: «Будь силен, готовься к жертвам за наше дело». Такими были эти люди — коммунисты…

Рубен Руис Ибаррури похоронен в интернациональной могиле трех героев на площади Павших борцов в Волгограде. Звание Героя Советского Союза ему было присвоено посмертно 22 августа 1956 года. Он награжден орденом Ленина и орденом Красного Знамени, его именем названа улица, об этом испанском юноше написаны книги, а где-то в ночном небе мерцает звезда Рубена Ибаррури…


От редакции: Увы, память об этом Коммунисте с самой большой буквы в нынешней буржуазной Москве — не чтят, она уходит вместе с индустриальным обликом её. Неподалёку от проходной уничтоженного ЗИЛа, которую застройщики Собянина не решились тронуть вместе с как бы охраняющим её бюстом Лихачёва — проходной, ведущей в никуда, — стояло здание ПТУ им Рубена Ибаррури. В 2016 году в мае буквы его имени уже «осыпались», имелись лишь частично на фасаде здания, сейчас там, скорее всего, и того здания нет — землица-то дорогая возле Третьего транспортного кольца!

Застроить надобно чем-нибудь высоким, жилым, доходным. И буржуи навёрстывают упущенное за 20 век в пролетарской столице, которая была реальной столицей мирового пролетариата, не просто убежищем для испанцев в «ужасно-репрессных» 1930-х…

Как писал в 1936-м году (как раз в «Испанском дневнике») Михаил Кольцов, Конституция (сталинская) — есть не просто конституция первого в мире пролетарского государства, фиксирующая этап построения материального базиса социализма, это конституция всего трудового человечества, фиксирующая родину пролетариата, которой до сих пор у него не было. Рубен Ибаррури не просто возмужал в СССР всего лишь за пятилетку (и то — неполную), он бился вместе с советским народом за эту родину пролетариата для того, чтобы человечество отсюда двинулось дальше, к коммунизму, к уничтожению всяких государств и границ…

Увы, теперь родина пролетариата стала вновь его тюрьмой — что на утло, абсурдно, окно к окну застраиваемой «человейниками» территории ЗИЛа можно видеть воочию. Вновь эксплуатация, вновь гастарбайтеры — эти рабы эпохи наёмного рабства, их трудом возводятся небоскрёбики собянинской поры. Они, землевладельцы и застройщики, торгаши квадратными метрами, ипотечные закабалители, называют это место теперь Технопарком. «Парк советского периода» не получился у любвеобильного Костина и его ВТБ, только стадион получился, — всё прочее за ненужностью капиталу и снесли… А те опавшие буквы — в нашей памяти имеют вес и блеск золота. Ни здешним, среди наших одноклассников выросшим буржуям, ни заморским — не простим мы этого отступления, и локального, и глобального, то есть социального регресса, против которого в его радикальном фашистском обличье и бился в Сталинграде Рубен.

Д.Ч.

Добавить комментарий