Несколько лет назад после череды коррупционных скандалов, сотрясавших Минкульт, к министерству приставили смотрящих из соответствующих органов безопасности, без которых стало невозможно ни одно кадровое назначение. Я это знаю, потому что один очень приличный человек и хороший директор не прошёл согласование в один федеральный театр. А вот Бояков, за которым тянется многолетний шлейф скандальных и распильных проектов, такое согласование прошёл. И теперь плодами его двухлетней работы будет заниматься Счётная палата и прокуратура…
И у меня, конечно же, возникает вопрос — КАК!? Они же там не дураки и не слепые? Может, просто вредители?
Знаете ли вы, как связан Эдуард Бояков и молодежный лагерь «Таврида»? Ведь именно Боякову стоит сказать спасибо за этот успешный государственный проект. Только вот «Таврида» в итоге стала антиподом того, что он хотел создать.
В 2010 году некая группа людей во главе с пустившимся потом в бега строителем сочинского «Горки города» Леонидом Ханукаевым решила построить федеральную сеть молодежных лагерей «Страна детей». Главным публичным идеологом проекта стал Филипп Бахтин. Помните, мы обещали про него рассказать? Обещание сдержим.
Бахтин является основателем и руководителем лагеря «Камчатка», который, несмотря на название, переехал из Псковской области в Прибалтику. Сам Бахтин регулярно катается в Россию на интервью, но, по его словам, работа его лагеря в нашей стране невозможна из-за цензуры. А отчего тут может взяться цензура? Правильно — оттого, что детей учат культуре через «свободу реализации их проектов и желаний». И закаляются там новые российские деятели культуры — будущие Серебренниковы, Толоконниковы или Верзиловы.
Бояков видел в новом проекте возможность «прокачать» всех творчески ориентированных детей, и уже через 5-10 лет разрушить столь ненавистную ему русскую культуру, построенную на традиционных для нашего народа духовных ценностях. Сам он предполагал встать в один ряд с такими идеологами, как Сурков и Демидов. Ведь у последних был всего лишь один «Селигер», а у «Страны детей» должно было стать 25(!!!) лагерей в разных частях страны.
И всё почти получилось. В проект тиражирования лагеря «Страна детей» кратковременно включилось АСИ, но верхом идиотизма стало распоряжение Ольги Голодец о выделении 2 млрд. рублей на строительство первого лагеря на границе Москвы и Московской области.
Но, как иногда случается, подвела людей банальная жадность. Ведь проект предполагалось реализовать на принципах государственно-частного партнерства. Государство деньги предусмотрело, а о частных инвестициях у троицы организаторов проекта были очень интересные понятия. И вот почему.
В партнеры были взяты братья Билаловы, которые тогда возглавляли «Курорты Северного Кавказа». После их вхождения в проект «Страна детей» стоимость подконтрольных братьям Билаловым строек выросла в несколько раз. Это вызвало справедливый гнев Владимира Путина, и братья Билаловы пустились в бега.
Вообще, если интересно, об этой группе «Остапов Бендеров» XXI века можно прочитать тут.
А теперь, что называется, «следите за руками»: Леонид Ханукаев и братья Билаловы спасаются от уголовки, Бахтин тихо сваливает в Прибалтику, а где же Бояков? В 2013 году тихо валит из Москвы в Воронеж, а с 2014 года начинает стремительно переобуваться!
Интервью с критикой Путина меняются на восторженные вскрики о Мединском, таблички с оскорбительными для президента надписями сменились на удостоверение советника министра культуры на общественных началах, а любимая Прибалтика — на Донбасс. Жалко только, что внутри ничего не поменялось…
В 2016 году человек, который раздавал награды за пропаганду ЛГБТ в театре, организует Пасхальный концерт Хора Сретенского монастыря в Крокусе. Ну а дальше театр — «колыбель» русских театральных духовных традиций МХАТ им.Горького.
Продолжение следует…
От редакции: Как всегда, перепечатывая материал с личных страниц, то есть давая ему «красную прописку», я ничего не меняю в авторском тексте, чтобы с нужного места начать дискуссию. Более того, у меня нет ни малейшего сомнения, что это «перетягивание Путина» (вид спорта ещё Прохановым выдуманный на заре нулевых) — занятие, от которого коммунисты и советские патриоты должны быть в сторонке. Однако нам процесс сей интересен и как внутриэлитный (расколы, — в которые мы обязаны поглубже и побольнее вбивать клинья, чтобы расколоть к чертям ВСЮ ублюдочную «государственность», незаконно и антинародно воздвигнутую на месте СССР, — на «болотных либералов» и православно-почвенных верноподданцев, на каких угодно лилипутов, куски названий не имеют и помирятся уже в нашем Гулаге-2), и как просто симптоматичный, такие рентгеновские снимки мозга «властителей дум» нужно показывать массам, в них видна механика работы этой самой «тысячелетней русской государственности», о которой силовигархи (и Путин, как лучший средь них оратор, спикер) любят потрындеть.
Итак, что мы имеем в данных задачи? Коррумпированное снизу доверху государство — в котором преследование тех же Билаловых начинается только после определённого уровня «нахАпа». Тех, кто ворует в стране поменьше и «законнее» (нефть, газ, земли, целые здания по реституции и реновации) — не трогают, «всех не пересажают», ибо на них нынешнее государство и держится. Иерархия капиталов. Ковальчукам отдают «Массандру» — как точно так же отдавали сочинские объекты Билаловым, и срок этих друзей Путина ещё не пришёл, хотя и тот не за горами (только судить иной будет суд, не буржуазный, надеемся). Среди прочих деятелей культуры, элиты (там очень невелик кадровый резерв — вспомните, кого пришлось посадить вместо Мединского в Минкульт! дурочку из переулочка, из всё того же сперва либерального, а потом православно-патриотичекого сериального кинца) имеется не один Бояков, более памятный как новодрамовец уровня Театра.док, но и Прилепин, которым Мединский — министр «отставленный, но не вполне отпущенный», — путём рейдерского захвата МХАТа им. Горького и обмана Дорониной передаёт ослабевший и опустевший при ней театр (что правда, то правда — вспоминая при всём уважении к Юрию Полякову и его «Одноклассникам», его же «Халам-Бунду» и дешёвые антисоветские шуточки в этом спектакле о «Первой конной», при всё же наличествующей антибуржуазности и рефлексии на 90-е, — оценю это как недоВодолазкина, но никак не «построенную на традиционных для нашего народа духовных ценностях» сценографию). Ну, не тот это уровень и стиль, которым можно усовестить новодрамовца Боякова и «нового Горького» Прилепина. Мединский не только внял лести, но и увидел в них «свежую кровь», которой он попытался «спасти театр». Что из этого вышло — мы знаем. Пенисы в качестве декораций и «православное возрождение» на их фоне. И дело тут, конечно, не в воровстве гранта Путина, — тут всё куда исторически глубже и запущеннее…
О традициях русского театра во МХАТе Горького стоит говорить только в контексте уже советского периода его развития (архитектура самого здания театра — история СССР, начали его строить в 1930-х, закончили в 1970-х). Театр это, как ни крути, светский, где духовные искания и тем более водолазкинские «нырки» не могут являть содержание пьесы. Горький бы такое не одобрил — потому что искал и находил в жизни русских людей низших сословий начала ХХ века куда большие духовные богатства, по сути опровергающие любые религиозные концепты. Впрочем, тема это явно далёкая от коррупционной сиеминУтки и пятиминутки классовой ненависти. А здесь мы имеем дело как раз с затянувшейся и качественно «просевшей» диктатурой буржуазии в эстетической сфере — просто в трагикомический момент пойманной за пенис на сцене. В других местах (том же «Гоголь-центре» — «проканало», как говорят новорусские наши хозяева), отреформировать «совковый» театр повсеместно, вот что хотели бы сделать не просто Мединские (занятые этим всесторонне и системно — ВРИО у них для этого и существует), но именно класс, класс новых властителей, в чьих руках были сперва только нефть с газом, а теперь ещё дороги, заводы, оптимизированная медицина и… культура.
И Доронина — пусть как и потускневший бриллиант из диадемы советского театра, с беззубой «Зойкиной квартирой» и прочими режиссёрскими неудачами, но всё же была дальше от буржуазии в понимании её запросов, её линии, чем Бояков. Либерал к капитализму ближе сердцем, «совок» — только кошельком. Понятно, что все подобного, доронинского рода государственники видят в Путине не реформатора, но хранителя скреп и консерватора, в то время как он — «кубик-рубик», то прислоняющийся к «красным» датам и святыням, то открывающий «святыни» новые, «белые» — памятник Солженицыну, Стену скорби, и весьма «скрепный» Храм новомученников, жертв коммунистической идеи (это его официальное название) при Сретенском мужском монастыре…
Так вот, государственники поколения Дорониной очень ярко иллюстрируют путь смирения советского народа с контрреволюцией и капитализмом, — но смириться не значит одобрять и принимать, не значит ликовать и благословлять реформы и реформаторов. Помнится, и сам Юрий Поляков, в период ещё некоторых сомнений соплеменников насчёт того, одобрять или не одобрять преемника Ельцина, — из Переделкино для центрального ТВ говорил в основном про реформы плохое, как бы проводя чёткую различительную линию. Вот тут — либералы-реформы-Ельцин, а там, в будущем — Путин-стабильность-соцсправедливость. В эту ловушку-рогатку попались многие. И Задорнов тогда же спешно на камеру отмежевался от «либеральной элиты», с которой прекрасно проводил время в 90-х. «Боролись за Путина» — как это озаглавил Проханов…
Меж тем маска стабилизатора и ребрендинг нужны были олигархическому режиму и Путину именно чтобы продолжить либеральные реформы — как раз то, что государственники мечтали оставить в периоде ельцинском, как «лихие девяностые» и всякое такое прочее плохое. Но «абсолютно либеральный лидер» (это слова пресс-секретаря Пескова, вряд ли он без ведома Путина так его окрестил) перехитрил и тех и других. И вот на излёте своих возможностей либералы первой волны попытались возвысить свой голос на Болотной в 2011-м. Голос этот был куда громче прочих — потому ему Путин и внял, и в новый срок с 2012-го работал только по их «революционным» планам (с этим «ужосом» нынче ассоциируется «современное искусство» идейно пустых, как осиные гнёзда зимой, Нади Толокно и Верзилова, хотя участие даже крестницы Путина Собчак в тех протестах — вряд ли можно считать «работою на Госдеп», оппозиционно-либеральной фрондой). Вступил в ВТО в августе того же года, а на следующем сроке и пенсионную реВОРму провёл — этого тоже наша православно-скрепная элитка может не замечать, но подобных встрясок Ельцину, например, не простили бы. А тут — скушали… Свой же президент, намоленный в Переделкино.
«Артист обязан переодеваться!»
И вот на этом фоне возникает вышеосвещённый Бояков. Кто он — как не артист над артистами? Алина ругает его за непоследовательность, что был он против Путина, потом стал — вроде как за… Ну так рядом с Бояковым пример более яркий — Захар Прилепин.
Ведь он в паре с Бояковым потому был одобрен Мединским, что это путинизм — куда более надёжный, нежели «совковый», доронинский! Тут свежая кровь и куда более залихватская удаль в реформировании театра по православно-почвенным лекалам, которых на медленных попятных Доронина ещё толком не нашла, опорных «скреп» то есть, камней соловецких закладных… Вчера лысый-либеральный, сегодня бородато-седовласый монах, артист над артистами Бояков — конечно был идеологически куда управляемее и ближе министрам-капиталистам Путина. Потому Мединский и пошёл на рейдерский захват — как минимум одна сцена в Москве становилась ареной бурного внедрения «ново-старых» — как там у вас, Алина? — «традиционных для нашего народа духовных ценностей». Вот вам и Водолазкин! Кореш, собутыльник и просто протеже литинститутского Варламова — просто перешёл через Тверской бульвар и экранизировался.
Это не Поляков с его всё же светско-социальной рефлексией и мягкой критикой буржуазного перерождения общества (а в мягкости тут и вся ценность, на мой взгляд, — кто в театр-то ходит? явно не дискотечная молодёжь, — но реформаторам нужно радикальнее)! Литературный процесс нулевых годов, с его либерально-премиальной витриной — народил «новых классиков», их-то Прилепин и потащил на сцену МХАТа целыми пачками. Что приворовывали при этом — «а кто не пьёт — нет, ты скажи?». Что откуда-то там взялся грант президентский (чего при Дорониной быть не могло) — тоже элемент обновления, хотя сама эта система выглядит крайне подозрительно.
Ещё работая в «Литературной России», которая тоже присуседилась к путинским грантам, задавался я в статьях вопросом — откуда наполняется фонд Путина? Прозрачен ли он? Что это за загадочная, по аналогии с Фондом Сороса созданная «копилка»? Может, пора народу приоткрыть её?
А то выходит анекдотично: все кто работал по грантам Сороса — враги народа, зато созданный по его образу и подобию Путинский фонд — никаких вопросов не вызывает, и финансирование из него есть патриотическое финансирование… Но, может, заглянем внутрь — может, олигархи, «кошельки» Путина туда складывают миллионы-то? Откуда такие богатства? Почему, как «ЛитРоссия» та же, хронически недофинансируемые по линии профильных министерств и федагентств, полунищие организации вынуждены писать заявки на гранты в Фонд президентских грантов, и только так выживают?! Это «путинская стабильность» их до такого довела? Как к этому отнесётся элита, государственнички наши, какую моральную оценку даст? Впрочем, говорить тут о морали на фоне «традиционных для нашего народа» и как раз активно, куда активнее Дорониной Бояковым пропагандируемых «ценностей» — вряд ли приходится. Не надо забывать, что контрреволюция и само государственное образование «РФ» погребли под собой не только СССР и не традиционные, но революционные (не путать с либеральными — социалистические) и не ценности, но нормы развития.
А теперь увидим-ка отражение этой же самой грантососной системы во МХАТе им. Горького. Бояков одних артистов и сотрудников держал на голодном пайке (они и при Дорониной не жировали — вспоминаю ту же Жанну Голенко или Машу Мономенову, предшественницу Прилепина в должности), другим же давал оклады по 200 тысяч — чем не путинизм в отдельно взятой организации? Ну да — приворовывали, так ведь и рейдерский захват театра самим министром Мединским как бы задавал «традиционные для нашего народа нормы и ценности»! Куда тут пробу-то ставить, уважаемая Алина Юрьевна?
Государство-рейдер, всё тот же олигархат, но в погонах, давно отстранившее и от ресурсов развития страны (нефти, газа) и от власти «ширнармассы» (да улыбнёт сей словарик посвящённых) — точно так же проводит политику и в области эстетической. И только являя собой коллектив — хотя бы коллектив театра, — те, кого тут неустанно реформируют и оптимизируют, могут заявить о себе! Но заявить не «хорошему царю» — который лишь системный концентрат всей нижестоящей коррупции, — но таким же недофинансируемым и ограбленным коллективам иным!
Скандал в театре, который всего лишь чуть быстрее двинулся туда, куда ведут всю страну и ведут долго, — показал, как всё плохо не только в области театра и властителей дум, но как плохо всё выше. И понимание того, кто тут и кем руководит — у интеллигенции хромает. Сколько было челобитных из МХАТа, откуда Бояков и Прилепин просто выживали неугодных актеров? Все они адресовались Путину! Много ли принято мер?
Никаких! Ну, разве что Мединский вылетел с должности, и то — лишь по случаю новогодней ротации 2019, в силу очередного этапа им же намоленной монархизации режима. Мединского Путин вышвырнул одновременно с Медведевым — «пачкой», как отработанный материал. Так же, как вышвыривали актёров Бояков с Прилепиным. Точно так же Система избавится от Боякова, но не в пользу Дорониной — увы, обратных ротаций у реформаторов-рейдеров не бывает. Посадят при том же Прилепине менее одиозного и более ловкого актёра над актёрами — очень подошёл бы кто-то из недавних патриотических премьер. Вот Капитолина Кокшенёва в редактировании фаллически-сценических декораций «Лавра» уповала на Никиту Сергеевича Михалкова — а чем чёрт не шутит? Шутов при царе достаточно, есть из кого выбрать, чтоб проводить всё ту же линию Покаяния за грехи атеистическаго режима большевиковъ…
Жалко театр, который умудрялся оставаться советским, социально актуальным и более-менее интересным (в том числе и благодаря пьесам Полякова) в нулевых и десятых, жалко коллектив, жалко зрителя, жалко столицу, наконец, культурным островком которой МХАТ являлся до появления бояковско-прилепинских витрин… Но вряд ли сей скандал и поиск «более верных» режиссёров на место Боякова сулят возрождение МХАТа имени Горького. Болото «актуальной прозы», православно-покаянной — затягивает сценографию не со стороны Боякова, а со стороны Прилепина. И тут ротаций не ожидатеся- ибо веренъ! Как завещал постсоветской власти весьма уважаемый «питерскими» адмиралъ, Колчак — «артистов и дворников не трогать». Вспомните условный срок, полгода назад данный буржуазной Фемидой за аналогичные хищения любимцу Суркова Серебренникову? Путин с 2012-го решил либералов миловать — потому что и они помиловали его в своих, тогда ещё своих СМИ (теперь тот же некогда либерально-оппозиционный Рен-ТВ, который мы выше цитируем, — Ковальчукам принадлежит).
Дмитрий Чёрный, ведущий РАДРЕАЛа.su