Павел Былевский. Храм цвета бакса вместо Красной Победы

Вблизи и внутри главный храм Вооружённых Сил в парке «Патриот» напоминает виллу олигарха, замаливающего чудовищные злодеяния. Впечатление усиливается после музейного комплекса «Дорога памяти», который подковой охватывает территорию храма. Для воспитания реального, а не «квасного» патриотизма россиян польза от музея очевидна, а вот от храма сомнительна.

КОМПЛЕКС ЦВЕТА ХАКИ

Храм и музей составляют комплекс в армейском стиле − одного цвета хаки. Наверное, среди вариантов была и «камуфляжная» раскраска. Архитектура, отделка и оборудование − по глобальным стандартам условного «диснейленда» или «голливуда». Визуализация в материале любого периода истории, какой угодно версии. Как пожелает заказчик, согласно смете.

Оба сооружения должны дополнять друг друга, но на деле противостоят по смыслам. Музей лаконичен, прост и скромен; храм избыточно детализирован, роскошен и помпезен.

Музей бесхитростно, но выразительно показывает реальную историю. Храм назойливо вдалбливает мифическую «историю параллельную», для убедительности выставляя напоказ золотые «цацки». Манеры как у олигархов, жертвующих «на храмы», покупая отпущение былых смертных грехов.

ПРОСТ КАК ПРАВДА

Музей «Дорога памяти» − развёрнутая иллюстрация к истории Великой Отечественной войны. Для знакомства с экспонатами тех лет, иллюстрациями, видео, звукозаписями, инсталляциями надо пройти 1418 шагов, по числу военных дней. Есть фото и краткие личные данные из архивов 35 млн участников войны.

Экспозиция политкорректно не обижает зарубежных туристов некрасивой правдой о гитлеровских агрессорах и лукавых союзниках СССР − США и Великобритании. Зато есть копии памятников нашим солдатам-освободителям, некогда установленных в европейских столицах.

Кое-где видны советские военачальники, да и сам И.В Сталин. Даже порой советская символика. Реальная история, пусть адаптированная для школьников, но правдивая.

ИКОНЫ ВМЕСТО СНАРЯДОВ

Напротив, в храме представлена самая настоящая «параллельная история». На десятках, сотнях очень дорогих и богатых изображений − живописных, мозаичных и скульптурных. Не найти реальных воинов, солдат или полководцев: одни мифологические персонажи или обобщённые «люди» (без уточнения, что советские).

Это мать погибшего воина, но победителя или побеждённого?

Типа фашистов под Москвой разгромили, облетев город на самолёте с чудодейственной иконой. Ясно дело: врага побеждают не силой общественного строя, идейной убеждённости и оружия, а чудесами. «Иконы вместо снарядов», как в проигранной русско-японской войне 1905 года?..

Музей кажется чем-то вторичным, вспомогательным при храме. Так хижина дяди Тома должна восприниматься на фоне особняка плантатора. На деле всё не так: хозяин живёт трудом чернокожего раба, а не наоборот. Музей лаконичной правдивостью оттеняет позлащенную фальшь храма, похожего на дворец из «Тысячи и одной ночи».


От редакции: Образ дементора из «Гарри Поттера» — буквально преследует все новейшие произведения монументальной пропаганды периода путинизма. Я о металлической плачущей матери. Или монахине? Некий религиозный подтекст тут выпирает. Но давайте упростим себе задачу объяснения, откуда налетели дементоры… Попробуем отследить, откуда пошла в трактовке подвига советского народа, руководимого ВКП(б) трещина, откуда вообще взялись храмы вблизи посвящённых Победе в Великой Отечественной войне мемориалов?

Что, неужели «тайно верующий» Сталин хоть раз, хоть где-то одобрил строительство храма «на тему войны»? Нет, конечно! Не до храмов было — восстанавливали индустрию, жильё — то, что жизненно необходимо, а не «для души». Ибо хотя РПЦ и немыслимо повезло в ходе Великой Отечественной, и по настоянию американцев, в основном, которые передавали РККА пожертвования русской эмиграции (Рахманинов там был одним из крупнейших меценатов), — её реабилитировали, и она даже слала свои колонны танков на фронт (если верить прохановским передовицам), — но она оказалась лишь в отдалённой массовке уже к моменту окончательного разгрома вермахта Красной Армией. Так что и с восхвалениями Сталина, и с храмиками своими — они оказались на обочине Истории. Да, матери погибших, часто не самого высшего образования, верующая деревенщина — молились, ставили свечки и так далее. Считать ли это основной советской практикой в плане поминовения всех ополченцев, партизан и красноармейцев, ценой своей жизни отстоявших СССР?

Навеяло это монашество ассоциации с дебютным альбомом «тевтонов», «Слепого гвардейца»…

Безусловно, нет. И прекрасно понимая глубинный атеистический посыл Великой Победы (победы над теми, кто шёл убивать советский народ с бляхами gott mit uns), режим реставраторов капитализма ничего иного не придумал, как вытеснение советских символов этой Победы, «новыми святынями». Вот этой неуместной и безликой, с провалом вместо лица,  скорбью. Придать поповское заупокойное звучание светлому, во имя жизни не по заветам тёмных веков, а по заветам Ленина совершённому подвигу коммунистов и комсомольцев, которые первыми шли в атаку, первыми гибли и потому первыми становились героями — вот о чём так давно, ещё при Ельцине мечтали те, кто был не только за Сталина в 1943-м, но и за Гитлера в 1941-м (Зарубежная РПЦ и Псковская епархия, например).

Храм впервые поставили на Поклонной горе — как раз на излёте Новой Гражданской 1993-го, в 1994-м заложили камень (полностью открыли комплекс только к 1995 году). Храм Георгия Победоносца, правда, был задуман Лужковым с Церетели, скорее, для эстетики — и одновременно всех конфессий, чтоб не обижать республики, воевавшие вместе с РСФСР, но… это вскоре забылось, храм выстроили православным. Потом туда же, на входе, добавили триколорности при Мединском, уплотнили Красную Победу памятником Романовым и их войне — хотя разница между Империалистической и Великой Отечественной — как между Лениным и Николаем Вторым.

Это под Белгородом уже, путинские нулевые, памятник работы Клыкова — эстафету 1994-го приняли

К такому, новому памятнику — и букет президента можно нести, не сюда же, под пятиконечную звёздочку сиротливую? Не даром же и Мавзолей прячем 9 мая? Богопротивный пентакрий! (Картина Яна Лельчука)

И впереди красных знамён и штандартов — непременно пускаем власовский, чтоб помнили, сукины дети, чья тут власть! 

Но мы хотим напомнить, каково правильное положение триколора в той войне, точнее — после Великой Победы! И если относительного того, бросали ли его вместе с гитлеровскими штандартами к Мавзолею Ленина и в будущем Сталина, — нет достоверных подтверждений, то вот этот факт советского патриотизма и искусства образца 1975 года, года моего рождения — прошу узреть и запомнить.

Если он вам померещился сверху — нет, приглядитесь, что повержено под ноги советского народа-созидателя.

Это Музей Вооружённых сил СССР, ныне временно, сепаратистски и позорно переименованный в Музей вооружённых сил только России. И хочется в ответ на такое предательство славы отцов и дедов даже в вывеске музея — из последних сил швырнуть последнюю гранату в приватизаторов и оптимизаторов, вот как эта скульптура… «Встать бы во весь рост, да нету больше ног» — как пел Егор Летов в песне о другой Победе, словно предрекая дементоров времён путинизма…

Это граната летит из 1975-го в нынешних православненьких цензоров истории Великой Отечественной и Великой Победы, глумящихся (точнее, сторонящихся) над её безусловно коммунистическим вектором.

Вот откуда и зачем пришли православные дементоры, с той, власовско-триколорной  стороны, из 1994-го! Что делают дементоры — помните? Высасывают душу, то есть лишают первоначального смысла. Именно это и выражают, как эта непонятно, по какому поводу скорбящая монахиня в «Патриоте», так и ржевский «памятник беспочвенности путинизма». Никогда и нигде в СССР не ставили памятники песням. Тут же — поставили… «Журавлям» Марка Бернеса. Песня прекрасная, но зачем так тупо и масштабно её визуализировать?! Что хорошо в песне — не всегда выходит в зримом поле!

Памятник ужасен не просто визуально, эстетически — а своим смыслом. Он, может и помимо воли скульптора, выразил оторванность нынешнего путриотизма от почвы Советской эпохи, от советского патриотизма и непосредственно от красной, большевистской крови, которая лилась во имя будущего коммунизма на Земле, но никак не во славу божию! Каркасная, просвечивающая основа ржевского памятника (куда уж тут без каламбуров — потому что и память можно осквернить неверными акцентами!) — это искусственная, выпирающая, торчащая отовсюду суть пиара вместо работы, сворованной олигархатом (вместе с землёй, заводами, нефтью и газом) Красной Победы, РФ вместо СССР, задрапированного Мавзолея, с которого Сталин напутствовал реальных героев, а не этих летающих призраков…

Сами того не предполагая, нефтегазовые миллиардеры поставили памятник своей реальной социальной дистанции — а расстояние от защитников советского социализма у них измеряется не только ежедневными доходами (у главы РЖД Белозерова, системного силовигарха — это миллион в месяц), но и десятилетиями. Заполучив то, что отстояли герои Великой Отечественной для всех, но никак не для списка «Форбс», за тридцать лет они не только потеряли все республики Союза, которые между собой всё не навоюются, они потеряли классовую, кровную связь с советскими героями. Они воспарили над материей, над фактической основной подвига нашей Красной Армии, они несли и несут чушь — что «победил не Сталин, победил народ» (Медведев — цитируя самого Сталина тут, но без уважения к нему), что «совдеповская идеология мешала развиваться странам соцлагеря» (Путин), но к подвигу РККА они всё же хотят прислониться. И «бессмертным полком» и своими храмами цвета бакса — родного для них, онтологически близкого цвета…

Дмитрий Чёрный, ведущий РАДРЕАЛа.su 

Добавить комментарий