Юрий Антонов. Реформы и революция

Во время революций, как мы знаем, случаются перевороты, бунты, мятежи, восстания и другие явления. Бывают революции без переворотов. Бывают без мятежей и восстаний. Не бывает революций только без реформ.

Революцией может считаться только та, в результате которой произошли реформы общественного строя. Его коренное преобразование. Смена основ общественного бытия.

Были реформы – революция, не было реформ – не революция.

Настоящая революция происходит ради последующих реформ. Да и начинается она лишь по осознании необходимости этих реформ.

На Украине в 2013-14 годах была революционная ситуация, а революции не произошло. Сменились политические деятели, сменились олигархи, общественный строй не был реформирован.

Парижская коммуна явила новый политический строй, но реформ французского общества не провела, и никто не называет Парижскую коммуну революцией.

Революционное движение 1905 года в России потерпело поражение, но вынудило царское правительство провести реформы. И движение 1905 года правильно считается революцией, причем длительной (1905-1907).

Реформы есть неотъемлемая часть любой революции, именно реформы определяют характер революции. А революции бывали национально-освободительными, буржуазными, демократическими, буржуазно-демократическими, социалистическими.

Всякая революция проводила реформы, дающие новое направление развитию общества. Ресурс реформ рано или поздно заканчивался, и требовались новые реформы. Либо власть продолжала реформирование общества, либо бездействием формировала условия для новой революции.

Когда в обществе родилось осознание и представление о характере необходимых реформ, и при том власть именно эти реформы и проводит, революция развивается эволюционно, если нет, то в неустойчивой ситуации трудно предсказать результаты. Революция запросто может перейти в контрреволюцию, например.

Революция в царской России/СССР развивалась (продолжалась) годами, несмотря на ошибки правительства. Она шла до тех пор, пока не были исчерпаны реформы, предложенные классиками марксизма-ленинизма, затем требовались новые реформы, но руководство, не понимая сущности происходящего, начало ликвидировать неустойчивость откатом от некоторых реформ и их последствий. Плачевный результат мы все знаем.

Наши братья китайцы совершают ту же ошибку, правда, у них еще есть время для исправления ситуации, тем более что менталитет китайцев позволяет даже резкое проведение реформ.

Что такое социалистические реформы

Не будем рассматривать политику военного коммунизма, так как политика была, а самого военного коммунизма не получилось. Вернее, он был кратковременным, а не желаемым на долгие годы результатом. (В Москве, например, в ходе Гражданской войны и на волне радости от побед РККА даже на некоторое время отменялась оплата ЖКУ — это и был военный коммунизм, но с НЭПом, конечно, вернулось и это, — прим. Д.Ч.)

Социалистические реформы начинались с национализации земли, крупных производств и банков. То есть с практической ликвидации функционирования крупной частной собственности на средства производства. Землю пролетарское государство передало в пользование крестьянству.

Эти реформы ликвидировали последствия основ капитализма, но не сами основы.

Ведь капитализм начал развиваться еще в монархически-аристократическом государстве, когда основные средства производства принадлежали государству в лице монарха и его аристократов. И капитал развивался главным образом в виде ростовщического и торгового. Бурное развитие началось после постепенной потери аристократической собственности средств производства. Капиталистическая частная собственность родилась и развивалась на основе товарно-денежного обмена, только он поначалу позволял включить свою или заимствованную собственность в хозяйственный оборот с целью извлечения прибыли.

А товарно-денежный обмен в СССР оставался и позволял возникать и развиваться капиталистическим тенденциям. Следующим крупным шагом социалистической революции должна была стать постепенная продолжительная реформа изживания ТДО и вытеснения его новыми формами общественного распределения. Делались в этом направлении шаги, но непоследовательные и малые — например, безналичный расчёт. (Причём, именно это, — переход от ТДО к нетоварному производству и распределению уже вне денежной меры, — и характеризовало переломный момент в переходе от социализма к коммунизму, — прим. Д.Ч.)

В последние годы в СССР делалось все наоборот.

С ликвидацией ТДО связаны организация свободного труда и ликвидация наемного, а также введение обязанности развития своих способностей и распределения по потребностям. Движения по этому пути не было и властями не предполагалось. Отношение руководства к оценке В.И.Лениным первых проявлений свободного труда в работе «Великий почин» было формальным.
Второй стадии реформ не было.

Социализм это часть революции — переходной процесс к коммунизму. Остановка процесса – означает прерывание революции и её отступление, особенно в морали и идеологии населения страны.

Социалистические реформы нельзя было останавливать, только доведение их до конца обеспечивает безвозвратность ухода капитализма.

Реформы социальные и социалистические

Многие путают социалистические и социальные реформы. Их различие в том, что социалистические реформы меняют базис общественного строя — производственные отношения, а социальные не меняют. Социалистические реформы ликвидируют эксплуатацию и создают основы освобождения труда и свободного развития трудящегося человека.

Социальные реформы предназначены для смягчения наиболее вредных пороков капитализма, для сглаживания противоречий между богатством и бедностью, создавая видимость общего благополучия. Они эффективны в высокоразвитых странах, дают возможность бедным почувствовать себя обеспеченными по сравнения с такими же в отсталых странах. Основное противоречие – эксплуатацию они оставляют без изменений.

Социалистические реформы достижимы только при единстве эксплуатируемых классов – главном условии революции. Только единое усилившееся требование трудящихся масс заставит правительство пойти на реформы.

Одним из способов достижения единства эксплуатируемых классов может являться борьба за социальные реформы. Не будем же пренебрегать ей.

Какие социальные реформы не хочет проводить российская власть, хотя имеет возможности их провести?

Это введение прогрессивного налогового обложения, расширение фондов финансирования образования, здравоохранения, обеспечения социальным жильем, увеличение пособий детям и нетрудоспособным гражданам, разрешение выдвижения кандидатов в депутаты трудовыми коллективами, облегчение порядка инициации и проведения референдумов, переход к парламентской республике. Все это возможно еще до перехода власти к Советам, но встречает сопротивление существующей власти.

Мы можем ставить вопрос перед властями о проведении этих реформ, но очевидно, что надеяться можно только на их отдельные поблажки в рекламных целях перед выборами. Только социалистические реформы , на которые может пойти только новое народное правительство, доведут до завершения социальные реформы и двинут развитие вперед…

Нам нужно правительство, способное провести социалистические реформы.
Революций не бывает против чего-то, они всегда за. Невозможно поднять народ на борьбу, которая им ничего не даст. Всегда цели отражаются в революционных лозунгах. Нет лозунгов, дающих что-то массам, тогда они революцию не поддержат. Без таких лозунгов будет смута, если не хуже (как сейчас в Белоруссии, однако отчего-то товарищ Антонов предлагает ОКП проводить в этой смуте «собственную повестку», чураться даже критической поддержки Лукашенко, — прим. Д.Ч.).

Добавить комментарий