Прилепин, не останавливайся, зови на сцену МХАТа Коляду!

Этот балаган, этот лютый трэш, комикс или, если верить авторам, трагифарс ну такая лёгкая мишень для критики, что даже не знаешь с чего начать. Начну с буфета. Во МХАТе продают бутерброды с сыром, рыбой и колбасой, почему-то называя их красивым словом брускетта. То, что настоящие брускетты — это не вот эти вот самозванцы, бледные куски батона «Студенческий», с которыми ничего не сделали, буфетчики не подозревают. По итальянской классике хлеб должен быть поджаренный (это в рецепте ключевое слово!), сбрызнутый оливковым маслом и натёртый зубчиком чеснока.

То же самое можно сказать и про «театр», за который здесь выдают поделки Ренаты Сотириади. После её же «Красного Моцарта», где тоже был Сталин, правда, далеко не молодой (его сыграл Сергей Шакуров), пришло время «Чудесного грузина». Сосо в начале славных дел.

Я понимаю, если бы речь шла о студенческой работе, но Рената Владимировна или уже, или без пяти минут пенсионерка, и выпускать такую сомнительную продукцию в «театре, основанном Станиславским и Немировичем-Данченко», о чем нам не забывают напомнить в программке, опытный профессионал не может. Потолок Сотириади — ёлки, утренники и детские сказки. Пьесу о молодом Сталине бездарного авторства Андрея Назарова она решает тоже в сказочном ключе: декорации провинциального ТЮЗа, убогий свет, песни и танцы по любому поводу (это же грузины!), фея, она же Баба Яга, в лице Ольги Бузовой. Есть даже гипсовая статуя Ленина, которая оживает (явно не ради этой вампуки Максим Бойцов учился на артиста).

Начинается спектакль с того, что вернувшийся с заседания съезда Сталин (Георгий Иобадзе) совокупляется со своей женой Надей, буквально орлом бросаясь на неё, а супруга вождя раза два или три эффектно задирает ногу в небо, что твоя Волочкова. В каких камасутрах православная профсоюзная активистка Сотириади насмотрелась таких поз, не знаю, но пометка 12+ явно ошибочна: такое хард-порно несовершеннолетним показывать категорически нельзя!

Да, а ещё режиссёр надоумила актрис (или своим умом дошли) произносить имя Сосо так, что разночтений не остаётся.

Актёров на сцене — целый батальон. Один слабее другого. И когда Ольга Бузова с восторгом сообщала в своих соцсетях, что репетирует с легендами, я удивился. Кто там легенда? Иван Рыжиков, что ли, который когда-то неплохо работал на любимовской Таганке, а сейчас превратился в пародию на артиста. И когда в середине первого действия Рыжиков по роли бросил реплику: «Полный провал!», зал заржал и зааплодировал. Это было лучшей рецензией.

Спросите: как Бузова? Самодеятельность. Такая Рената Литвинова в начале своего театрального пути, но без литвиновского ума, шарма и стиля. Зрители придут, как та странница из Пскова, «на говорящую  собачку посмотреть».

Да, а ещё в спектакле участвует живая обезьянка. МХАТ начинает потихоньку конкурировать с Уголком Дурова — в «Лавре» выводят живую собаку. Ждём слона!

Влад Васюхин


От редакции: Насчёт рецепта брускетты, а заодно и «литвиновского ума, шарма и стиля» — тут я явно не эксперт. По мне, так этот «стиль-шарм» напоминает поведение слегка припудренного, но не слишком изящного трансвестита, однако нынче у каждого свои классики. Мне же интересен в этой трагикомедии не Бояков и не Бузова, а завлит МХАТа Прилепин, конечно. Как некогда подававший патриотам (в том числе и советским патриотам) надежды писатель и политический деятель. Это ведь он писал от имени либеральной общественности письма Сталину в 2012-м… Напомнить?

Мы поселились в твоём социализме. Мы поделили страну созданную тобой.

Мы заработали миллионы на заводах, построенных твоими рабами и твоими учёными. Мы обанкротили возведённые тобой предприятия, и увели полученные деньги за кордон, где построили себе дворцы. Тысячи настоящих дворцов. У тебя никогда не было такой дачи, оспяной урод.

Мы продали заложенные тобой ледоходы и атомоходы, и купили себе яхты. Это, кстати, вовсе не метафора, это факт нашей биографии. Поэтому твоё имя зудит и чешется у нас внутри, нам хочется, чтоб тебя никогда не было…

Тогда казалось — вот же, понимает же человек! Как крепко взял он за сущность их воровскую, приватизаторскую. Спуску теперь не даст! Наверное, Прилепин начнёт их разоблачать поимённо — коснётся, как ранее в прямом кремлёвском эфире, не одного силовигарха Тимченко с двойным гражданством, но и других друзей Путина, Абрамовича, например. И начнёт их авторитетом Сталина, сопоставлениями с аскетизмом большевиков дубасить!..

А Прилепин-то, как тот Плохиш, сам обуржуазился, привык к ресторациям и стал молиться на царя-Ирода (после яростного скандирования «Россия без Путина!»), да и выдал вскоре военную тайну, и пропустил в тылы своего театра — вот такое мелкотравчатое паскудство всё той же либерды…

Был в роковом 1991-м на сцене Студенческого театра МГУ (на Моховой) спектакль «Чёрный человек или я, бедный Сосо Джугашвили» — вот прямо флэшбэк какой-то! Всё это уже было тридцать лет назад — этим СССР и рушили в культуре…

Как вам памятник Ленину на ниточках — ничего не напоминает?

Да-да, «Город Зеро», весь тот осторожный, но к контрреволюции настойчиво тянущий СССР интеллигентский стёб перестроечных времён — знакомый же флёр? Метод беспроигрышный и потешный — использования исторических титанов в качестве музейных неподвижных восковых фигур, над которыми, конечно, легче глумиться именно в виду их неподвижности…

Неужели сие произведение прошло мимо завлита МХАТа им. Горького Прилепина? Не поверю!

Это декорации какого-то дешёвого капустника, а не театральной мхатовской постановки! Даже КВН серьёзнее прорабатывает оформление своих небольших выступлений, хотя и у них там — театр одного Маслякова, он побрутальнее и поавторитарнее тех «тоталитарных» вождей, что выстёбывались его подопечными в 1988-1991-м…

Впрочем, что это мы — с нашей большевистской требовательностью к нынешнему Прилепину лезем? Может, он уже и не тот, а другой вовсе… Как, кстати, и его «Обитель», вполне сгодившаяся для очередного антисоветского сериала, главную роль в котором сыграл участник движения «Декоммунизация» Сергей Безруков. Я сразу писал в подробной многополосной рецензии — что книга это не сталинца, но очень нужная именно либералам сейчас книга, потому-то они же мгновенно в 2013-м и дали «Большую книгу» за этот недописанный кликушеский роман.

Нынешний «кэшбэк» Прилепина (монетизация былых на него надежд — по изменчивому курсу Минкульта и Администрации Президента) работает по схеме «на сцену патриотов — поставим идиотов», МХАТ имени Горького, который при Дорониной я помню сценой больших праздников — юбилея «Правды», «Нашего Современника», теперь показывает «аццкий совокъ», каким его показывали и перестроечные мальчики-мажоры вроде Шахназарова, и уж тем более постсоветские ублюдки — а ля фильм «Чекисты».

Обратите внимание на этот тупой, я бы даже сказал — плоскостной «фронтал». Есть ли тут место размышлению зрителя? «Это вряд ли» — как говорил товарищ Сухов… Не для того подобное ставится в центре Москвы, возле ресторации Эрнста «Пушкинъ»!

Вообще, наблюдая уже в который раз декорации бояковских спектаклей, я вижу удивительную бедность, если не сказать — клиповость. Зачем тут вообще большая сцена? Если нужно показать абсурдность большевистского вектора в истории России (а на картинке мы видим именно это — всё тот же «Город Зеро»), может, лучше пригласить на сцену МХАТа Горького Коляду из Свердловска с его «Оптимистической трагедией»? Кстати, его частный театр — в течение карантина поддерживало государство! Как, впрочем, и все свои антисоветские экспозиции в советских музеях — одну из которых я в мае посетил.

Вот, для сравнения с мхатовскими декорациями, стендик из ленинградского особняка Кшесинской — «Музея политической истории России«, как он теперь называется — с кабинетом Ленина, в частности…

Ощутимо родство визуального ряда и идеологического вектора? И ведь всё это — именем нынешней Трубы, нынешнего путинского государства, которому тесновато со Сталиным и СССР в самосознании вынужденных россиян. Мединские не зря «подвинули» Доронину — ради вот такого…

А что оно поддерживало, путинское государство, в период пандемической непосещаемости театров — показать вам, напомнить? Вот это постановка Коляды, например.

Говорю прямо: вот именно за это, за колядки такие, за пролезшие в красную, безусловную, альтруистическую и неодолимо для постсоветских ВЫСОКУЮ героику волосатые лапы кретинов с либеральной моралью, — будь я у власти, — расстреливал бы. Да-да, Коляду. Да, как Сталин. Хотя, нет — в Гулаг, и чтоб физическим тяжким трудом, десятилетями, с потом эту мораль либеральную из себя выцеживал…

У вас есть вопросы, КАКОЕ искусство нужно путриотам, нужно кремлядям? Это они-то за восстановление СССР там какие-то голосёнки свои подавали и за некий новый социализм бороться планируют в обнимку с Мироновым, Семигиным и Зверевым?

Комиссарского тела — да? Пора уже подавать-с? Внести в меню рядом с брускеттой?..

Захар, не останавливайся на достигнутом — жми дальше! Поставь «Голубое сало» на своей сценке. Пусть памятники совокупляются — Сталин и Хрущёв, точнее, их клоны…. Глядишь, примирение и согласие — уже не «красно-белое», но либерально-патриотическое как раз и даст столь тебе нужные на выборах в Госдуру голоса!

Дмитрий Чёрный, писатель, гражданин СССР

Добавить комментарий