Скульптор Яков Купреянов и Узбекская ССР

Обращение современников к наследию не только основоположников революционной теории, преобразовавшей в ХХ веке многие общества земного шара, но и к вызванным Революцией к активной гражданской жизни талантам, к советским художникам начала ХХ века — предрешено, определено современным затишьем и застоем в области изобразительных искусств. Не рождающая ничего принципиально нового, увязшая в деконструкции и страдающая депопуляцией страна-наследница СССР, Путинская Россия и вся её надстройка — просто вынуждена глядеть в то исторически богатое во всех отношениях прошлое, которое реставраторы капитализма в России объявляли в начале реформ проклятым, хамским, попирающим основы духа и цивилизации…

Николай Николаевич Купреянов, советский художник, график и аквалерист, но более известный как плакатист, — даже в самые дремучие годы реакции не был забыт в РФ. Во многом благодаря хрестоматиям, но и потому что живые наследники, потомки плакатиста имели архив, более того, благодаря Советской власти — имели даже музей-квартиру Н.Н.Купреянова в Малом Знаменском переулке, где жила сперва вся семья, а в 90-х старший внук плакатиста. О том, как музей был изгнан вон из этого дома, как дом ломали в нулевых годах — ломали застройщики грузинского министра-капиталиста Кахи Бендукидзе, — РАДРЕАЛ.su уже рассказывал. Об этом я и ранее, на ФОРУМе.мск повествовал достаточно подробно, все фотоматериалы у меня остались на случай, если не одному мне как другу семьи Якова Николаевича Купреянова, сына плакатиста — будет это интересно…

Яков Николаевич возле родного подъезда и места недавно снятой мемориальной доски и одновременно таблички «Музея-квартиры», 2008

Сегодня — о другом, об отрадном. Старший сын покойного Якова Николаевича, Николай Яковлевич выпустил книгу о своём всемирно знаменитом деде. Об отце вряд ли выпустит — смертельная обида (но это тема для отдельной, будущей публикации, где и логично будет дать мне давно тут обещанный  собственный эксклюзив — статью Н.Купреянова в ЛЭФе 1925 года, которая существует только в сканах, в Сети её нет)…

Книга Н.Я.Купреянова скромна на вид, однако на фоне «белого безмолвия», длящегося всё более длинными периодами (последняя выставка трёх поколений Купреяновых была десять лет назад, проходила вообще не в «профильных» галереях, а в Библиотеке Ленина, благо часть архивов там и находится) — и она хороша как повод вспомнить наследие двух Купреяновых, отца и сына, художника-графика и советского скульптора.

Вот этой выставки момент-фрагмент, кстати.

Да-да, легендарный долгожитель советского киноэкрана и постсоветского театра Владимир Зельдин тогда посетил выставку, поскольку со внучкой Н.Н.Купреянова работал тогда в Театре Советской Армии, а на выставке были и её плакаты современной тематики.

Нет-нет, плакаты это не Н.Н.Купреянова, это уже вне выставки товарищ Зельдин поинтересовался, повспоминал афишы своих премьер…

А вот сама книга Н.Я.Купреянова «Кот Бубера, московские футуристы и художник Николай Купреянов в 1922 году», сперва заглянем в неё…

Книга издана, как видим мы по выходным данным, при поддержке  Пушкинского музея. Здесь проходили выставки не только работ Н.Н.Купреянова (которые есть и в запасниках музея), но и скульптур Я.Н.Купреянова в 1970-80-х. Это было время расцвета советской скульптуры и культуры — что бы ни говорили нынче о «застое» и плохого о Брежневе самом…

Вот ещё из книги, ранее не публиковавшееся.

А вот и аннотация — разглядеть можно.

Не вполне ясно, как сообразуется формат/название издательства «Кучково поле Музеон» (хорошо названьице! это место ссылки многих советских памятников возле ЦДЛ) и содержание книги — события имеют место уже в РСФСР, а вскоре и в СССР… Ну да тут, наверное, автору виднее.

Нам же хотелось бы внутри Советского ХХ века перенестись вперёд и посмотреть на скульптуры Якова Купреянова, достойного продолжателя дела своего отца на ниве уже не плоскостной-плакатной, но монументальной пропаганды. Увидеть развитие, рост масштабов — всего того, что умещалось в революционных двадцатых и на плакате футуристическом, и в графике профессора ВХУТЕМАСа  Н.Купреянова, который этих направлений сторонился, но с самими футуристами дружил. Попробуем как бы вынести из «музеона» забытья и поругания (а забытье-то, пожалуй, похуже поругания и откровенной декоммунизации и вандализма) то, что ваял в СССР — в только советских масштабах, отметим, — дядя Яша, каким я знал его с самого мелкого детства в Абрамцево (мы снимали комнату у Гассе в доме над оврагом, а у Купреяновых по ту сторону оврага свой дом там — наделяла скульпторов страна).

Многие памятники, скульптурные группы, посвящённые героям Великой Отечественной создал Яков Купреянов — по всей стране Советской, в нескольких республиках…

Вот этот самый верхний памятник — где со знаменем и противотанковым ружьём после боя шагают красноармейцы, — я помню и в миниатюре, он на даче есть… Но, как вы сами понимаете, что было возможно и нормально в СССР — такие монументальные произведения, которые заказывали многие республики, — сейчас, в условиях социального регресса, выглядят для жителей экс-советских республик просто как цветной металл, который хорошо было бы под предлогом декоммунизации прихватить.

И действительно — сегодняшние жители (ирония Истории: были республики, остались одни пАблики) постсоветского Узбекистана в фейсбуке (Tashkent Retrospective) пишут, что в Шахрисабзе не только этот памятник сдали на цветмет, но и  бюсты героев Советского Союза Шоди Шоимова и Нумона Нугаева с аллеи металлургов. На место памятника должны были поставить новый — А.Тимуру, но президент Каримов так и не выбрал проект. Снести снесли, а нового не воздвигли. Правда, некоторые местные жители утверждают, что он стоит на месте — хорошо бы увидеть свежие фото.

Увы, привыкшие только к плохим новостям с этого фронта, мы не сильно надеемся, что режим Каримова «помиловал» этот памятник. Впрочем, ждём отзывов очевидцев…

Дмитрий Чёрный, ведущий РАДРЕАЛа.su

 

 

Добавить комментарий