Тем, кто склонен переоценивать российскую политическую вертикаль («Жираф большооооой, ему видней!»), российская позиция в белорусской истории кажется примером виртуозного переобувания в воздухе. Тем, кто её недооценивает, она кажется откровенно шизофренической (раздвоение сознания — верный симптом шизофрении). В любом случае, мало кто понимает, почему Россия в течение как минимум всего минувшего года активно раскачивала ситуацию в республике, а в последний момент твёрдо встала на защиту тамошнего статус-кво.
Всё дело в том, что именно считать Россией. Раскачивали одни, руки грели на этом другие, о+уели от полученного результата третьи и сейчас разгребают все эти авгиевы конюшни говна четвёртые. Совершенно очевидно, что к кровавому госперевороту Беларусь толкал российский (не только российский, но российский — в первую очередь, я настаиваю именно на такой последовательности) крупный бизнес, российский олигархат, уже давно лелеявший влажные мроi относительно МАЗа, БелАЗа, МЗКТ, Мозырского НПЗ, Беларуськалия, Гродно-Азота и прочих белорусских вкусняшек.
И главный тут, конечно, не спалившийся дурашка Мазепин, раньше срока высунувший хищную, но глупую мордочку из засады, а такие гиганты, как Ростех и Газпром (не будем забывать, что основным оппонентом Лукашенко по российскому сценарию должен был быть не блоггер Тихановский и не его домохозяйка-жена с двумя классами образования в анамнезе, а именно ставленник Газпрома Бабарыка, однакo Батька этот сценарий не шибко удачно, но поломал). Союзников российский олигархат легко нашёл внутри самой Беларуси в лице директоров нескольких крупных предприятий, давно лелеявших не менее влажные мроi о превращении из госслужащих в собственников.
Какова была цена вопроса в каждом конкретном случае, сейчас разбирается белорусское КГБ, результаты будут широко обнародованы в виде кадровых решений. Собственником стать захотел, дурачок? Получи по п*зде мешалкой в виде приказа об увольнении. Как там говорила в мультике Масяня: «Кто это? Директор? Пошёл на +уй, директор!»
Шишкари большого российского бизнеса на свои бабки оплачивали весь этот ублюдочный недомайдан и теперь несут убытки не столько финансовые (потратились-то копейками, которые змагарским нищебродам казались аттракционом неслыханной щедрости), сколько репутационные — дураков-то нема и все всё понимают. Шишкари знали, что в российском руководстве существует отчётливое недовольство руководством белорусским, а Путин к Лукашенко относится с плохо скрываемой антипатией, поэтому были в полной уверенности, что на их рейдерский захват закроют глаза.
Не исключаю даже, что из уст высшего российского руководства и прозвучало что-то типа «помотайте Батьке нервы, чтобы поменьше кочевряжился». Однако после того, как стало ясно, что бенефициарами переворота станут отнюдь не Чемезов с Миллером, а польские паны и европейская международная бюрократия, а у границ Смоленской области с комфортом разместится очередная НАТОвская база, раздухарившихся краснорожих акул российского бизнеса отвели за рога да в стойло. Одно дело «помотать нервы», а другое дело получить ещё одну Украину и военный полигон практически на собственной территории.
Спрашивается — почему между этими двумя направлениями не было никакой политической прокладки? Почему российское политическое руководство допустило такой позорный про*б?
Но у каждой ошибки, как говорил Иосиф Виссарионович, есть фамилия, имя и отчество. В чём вообще заключается российская политика по отношению к Республике Беларусь? Кто этой политикой занимается?
Ответ — никто не занимается. Нет никакой политики. МИД от обязанностей по постоветскому пространству всегда был освобождён. Политикой на бывшем постсоветском пространстве монопольно занимается АП.
Вот вы, например, знаете, кто курирует Беларусь в АП? И я не знаю. Кто занимается Кавказом — знаю, кто Прибалтикой — знаю, кто непризнанными государствами — знаю. Поскольку фамилии гениев администрирования, которым вменено в обязанность отвечать за Беларусь, неизвестны не только широкой публике, но и людям вполне осведомлённым, нетрудно предположить, что вся наша белорусская политика — это одна сплошная кадровая вакансия.
Раньше существенную роль играли аппараты Союзного государства и Парламентского собрания Россия — Беларусь, но с уходом от дел Бородина и Аксёнова они захирели и превратились в фикцию. Бульдога Бабича, приехавшего в суверенное государство, попутавшего рамсы и пытавшегося собирать руководителей областных исполкомов на партхозактивы и раздавать указивки, вполне ожидаемо попросили выйти вон — если российская АП называет это международной политикой, то это не она.
Судя по тому, какую непередаваемую +ерню несли перед 9 августа прикормленные АП-шные белорусоведы и по тому, как быстренько они заткнулись с началом поствыборной мутотени, никаких императивов «из Кремля» они не получали и просто были на корню скуплены финансистами белорусского бардака. Не они одни, кстати. Тут не надо быть семи пядей во лбу, чтобы назвать издания и экспертов, которым было отслюнявлено крошек с барского стола.
Как бы то ни было, а перечитывать их «прогнозы» и «аналитику» (от слова «анал»), опубликованную месяц назад — одно удовольствие. Очень повышает самооценку, знаете ли. Одна печаль — им за их ахинею, высиравшуюся тоннами, хорошо платили, а я, такая умная и проницательная, сижу тут оракульствую забесплатно, из любви к искусству.
Дарья Митина
Фото Дмитрия Чёрного (Вид на МИД, 2006)