30. Погодина-Кузмина О. Уран. — СПб.: Флюид, 2019. — 384 с.
Книга, в которую свалено все подряд. Чтоб шибало, чтоб попадало во все тренды, какие есть и какие только будут. Все, что говорят о ней – обман: и роман не производственный, и шпионский боевик не задался, и про тюрьму – оперетта, и как исторический роман – чушь. А уж как написано… Словно это первый опыт автора на русском языке.
29. Селуков П. Добыть Тарковского. — М.: АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2020. — 352 с.
Новому российскому интеллигенту потребовался новый Ванька и его новая литература, чтоб оттенять недостававшую ранее для полноты образа народность. И вот, назначенный стипендиат и лауреат старается изо всех сил ради барина — создает видимость присутствия «народа» в литературе.
28. Букша К. Чуров и Чурбанов. — М.: АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2020. — 288 с.
Очередной псевдороман от многолетней, заслуженной уже надежды российской прозы. Букша не пишет, а наплетает, перескакивая с одного на другое. Жили-были два челдобана, а потом вместе померли. Один был таким, а другой – другим. А вокруг них жили уроды. Но куда деваться, спасать приходится и таких.
27. Филипенко С. Возвращение в Острог. — М.: Время, 2020. — 224 с.
Очередной роман почетного молодого графомана, понаехавшего с Беларуси (как будто нам своих не хватало!). Но хорошие люди к нам не едут. Актуальную и душещипательную историю сироток из провинции Филипенко пытается изложить с популярной ныне в домах Лондона и Парижа примесью детектива. Получается плохо, но дело осложняется еще и попытками хохмить по поводу. Написано примитивно и омерзительно.
26. Ануфриева М. Доктор Х и его дети. – М.: Эксмо, 2020. – 320 с.
Отечественный опыт спекуляции на теме травмы, и, конечно, же психиатрии. «Деток жалко». Качество, сами понимаете, российское. О содержании книги лучше всего говорит иллюстрация на обложке – какающий мальчик (а ведь хотели изобразить ангела). Ну, вот там все такое, внутри.
25. Авдич О. Эксперимент «Исола»/ Пер. с шведск. Е. Тепляшиной. — М.: Corpus, 2020. — 320 с.
«Зарница» по-шведски. Претендентов на спецзадание и звание лучшего из лучших вывозят на остров. Далее начинаются убийства. Абсолютно беспомощная книга, пытающая срастить воедино «1984» и «Десять негритят». Результат отталкивающий. Раньше такое давали «в нагрузку».
24. Демпси О. Найдите Ребекку/ Пер. с англ. Д. Сорокина. — М.: Эксмо, 2020. — 320 с.
Очередной водевиль в Освенциме. За подобное обращение с трагической темой надо свозить авторов на новый Нюрнбергский процесс. У кого — трагедия. А у них любовь на фоне крематориев. Моральный посыл таких книг крайне сомнителен – «ради своей любви». Нет, люди воевали ради любви как таковой. Потому что нацизм и любовь – вещи несовместимые. Наконец, ужасна сама философия малых дел. Этак можно договориться до того, что если бы в Освенциме было много «ангелов», то жить там, при нацизме вообще было бы вполне возможно.
23. Макушинский А. Предместья мысли: философическая прогулка. – М.: Эксмо, 2020. – 320 с.
Это почетный член клуба «Худшее чтение». Здесь к псевдолитературе подключаются псевдофилософия и псевдотравелог. Занудно, как всегда. Но и на сон грядущий не годится. Вообще ни на что не годится.
22. Юзефович Г. Таинственная карта. — М.: АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2020. — 512 с.
Насовать рецензий, которые поклонники читали год за годом на «Медузе»? Ну что это за книга? Польза от этого сборника лишь одна. Полистав, видишь, сколь однообразна манера «главного критика страны». В остальном, предназначена для распространения исключительно в среде почитателей культа.
21. Синицкая С. Сияние «жеможаха» — СПб.: Лимбус-пресс, 2020. – 356 с.
Гротеск. Бурлеск? Помпезность и косноязычие с характерным антисоветизмом. Библейский размах и мифология Великой войны с литературными шутихами. Перед нами боллитра самого высокого помойного разлива.
20. Савельев И. Как тебе такое, Iron Mask? — М.: АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2020. — 352 с.
Каждая последующая книга Савельева – хуже предыдущей. Забавно, но чем старше он становится, тем больше пыжится быть молодым и актуальным. Но, с рогами в рай не пускают. Ни герой-гомосексуалист, сын oligarch’а, ни рассказ о том, что где-то там идет схватка бульдогов над и под ковров, пока тот сидит под надзором спецслужб, не спасают от скуки и недоумения: Про что это? Зачем это?
19. Прилепин З. Имя рек. Сорок причин поспорить о главном. — М.: АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2020. — 320 с.
Прилепин так любит себя, что искренне уверен: публика должна проглотить все, что из-под него исходит. Опять же, как любой заправский поп-исполнитель, он уверен — его имя должно постоянно оставаться на слуху (а может так думает его редактор-продюсер). Поэтому даже записи застольных бесед и сетевых разглагольствований годятся для этой цели. В этом сборнике ответы по всем вопросам бытия – от большой политики до быта и биографии. Как будто мы спрашивали.
Самое забавное – подзаголовок. Чистое издевательство. Ну, какой тут может быть спор? Читатель априорно лишен права голоса.
18. Водолазкин Е. Сестра четырех. — М.: АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2020. — 320 с.
Он еще и драматурх. Новый Чехов, блин. Сам Водолазкин уверяет, что у драматурга есть лишь один инструмент – речь. Так вот, представьте себе драматургию человека, у которого плохо и с речью, и с мышлением.
17. Вяха Н. Завещание/ Пер. с шведск. Е. Савиной. — М.: РИПОЛ классик, 2020. — 520 с.
Роман скорее не чтобы семейный, скорее, из жизни животных. С большим смаком выписывается раздольная жизнь с поджогами, мордобитием, радостями секса и просто безразличием.
16. Томас С. Дочь олигарха/ Пер. с англ. И . Филипповой. — М.: Corpus, 2020. — 256 с.
Книжка посему о плодах олигархии, оранжерейных детях, заброшенных любящими их на отдалении папками. О чистых листах, на которые следует приклеить дипломы о престижном (где? для кого?) британском образовании. Ведь все остальное у них уже есть. Из книги ясно, что молодым, богатым молодым тем более, сейчас быть по-прежнему нелегко, потому что до смерти скучно. Скучно и нам, читатель. Издатель, зачем ты это выпустил?
15. Карасев А. Парк Победы. — Ек.: Издательские решения, 2020. — 292 с.
Написано, что роман, но книга не дотягивает даже до сборника рассказов. Набор баек, зарисовок и эскизов. Полуфабрикат. Мужская проза с армейским душком. Было ли еще что-то в жизни автора? Но и армейская судьба описана так, как ее подавали не раз. Вторично, невыразительно, бессодержательно. Но автор при этом ухитрился прославиться как борец за «настоящую литературу».
14. Ферранте Э. Незнакомая дочь/ Пер. с ит. Е. Тарусиной. – М.: Corpus, 2020. – 192 с.
Жила-была женщина, поехала на море, влезла в чужие отношения. А дочь повзрослела. Если кратко описывать эту книгу, то они ни о чем. А когда ни о чем, начинают говорить о некоей особой психологической чуткости. Не верьте. Рекламный трюк. «Неополитанский квартет» еще можно было как-то претерпеть. Внесерийные романы этого автора следует обходить стороной.
13. Блок С.М. Оливер Лавинг/ Пер. с англ. В. Осеневой. — М.: Синдбад, 2020. — 480 с.
Книга высосана из пальца, сложена из картона популярных тем и мотивов, и держится на двух типовых соединениях – тайне прошлого и бесконечно длящейся травме. Такого барахла в нынешней американской литературе полным-полно. Подобные романы поставлены на поток. Если роман Блока чем-то выделяется, то откровенной компилятивностью, совершенной натужностью, искусственностью, и графоманским стилем.
12. Акунин Б. Мiр и война. — М.: АСТ, 2020. — 272 с.
Привычное акунинское косноязычие плюс страсть к морализаторству. Сейчас я Вас любить родину научу. И учит. Воюем не за государство, а за себя. И в собственных проблемах, как-нибудь сами разберемся. Либеральнее Льва Толстого.
11. Бабушкин Е. Пьяные птицы, веселые волки. — М.: АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2020. — 352 с.
Бабушкинские рассказики (абсурд, невнятица, бессмыслица) составили ему славу едва ли не Джойса, что само по себе нелепо. Но не вина автора в том, что его заставляют быть на кого-то похожим. Беда в том, что он стругает и стругает бесчисленное количество слов оформленных в короткие сеты в которых нет ничего кроме слов. Дополнительный минус – значительная часть сборника состоит из уже из использованного в издательском деле продукта. Так что перед нами результат вторичной переработки. Вчерашнее продают под видом свежего.
10. Прилепин З. Ополченский романс. — М.: АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2020. — 352 с.
В прошлом году было про себя и про Донбасс. В этом – я о Донбассе. Разница небольшая. И тут, и там – малохудожественно, но зато очень мужественно. Ведь мужик без войны не мужик. Только там начинается жизнь. Сам уж лыс да сед давно — а проза всё новая, неразменный луидор наш…
9. Степнова М. Сад. — М.: АСТ, Редакция Елены Шубиной, 2020. — 412 с.
Роман с невнятным началом и вовсе без конца. Ее следовало бы остановить еще в издательстве на первом ридерском рубеже и отправить либо на дописку и переписывание, либо в мусорную корзину. Не должно ее быть и по другой причине. Очевидно ведь, что текст настолько интересен автору, наплодившему по своей воле разных чудных симов, что читатель здесь и не предполагается. Он — лишний.
8. Яковлева Ю. Каннибалы – М.: Эксмо, 2020. – 640 с.
Яковлева пишет исключительно плохие книги. Попс на ужасах ГУЛАГа – что в детских книгах и псевдодетективах из 1930-х годов. Косноязычие, помпезность. Все признаки социально-ответственной тематики и боллитры. Здесь к ним добавляется новомодное нагромождение героев и эпизодов. И как всегда вместо книги мы получаем заунывную экскурсию. Теперь по миру балета. Не скучать не придется.
7. Поляринов А. Риф – М.: Эксмо, 2020. – 288 с.
Первый роман Поляринова представлял собой неумелое соединение автобиографической прозы и потуг на повесть о гражданском активизме. Здесь он полностью отказался от попыток сваять что-то оригинальное и начал собирать отечественный роман по шаблону американской беллетристики: травма, секты, мама, семья… Обилие отсылок к культурной антропологии, которая сама в книге так и не используется, искусственная экзотика и полное незнание советских реалий. Книга кончилась ничем.
6. Бакман Ф. Тревожные люди/ Пер. с шведск. К. Коваленко. — М.: Синдбад, 2020. — 416 с.
Весь роман состоит из тупичков, по которым тебя водит автор. Бесконечные повторы, нагромождение пустых идиотских диалогов в первой части смотрится тривиальным раздуванием объема. Действие стоит, мы знаем то, что знали с самого начала, а на нас обрушиваются потоки словесного поноса: неудачных, плоских, подчас туалетных шуток, перемежаемых авторским назидательным мудрствованием и откровенным словоблудием. Такое впечатление, что все это вообще написано в пьяном виде.
5. Сорокин В. Русские народные пословицы и поговорки. – М.: Corpus, 2020. – 352 с.
Тупо, глупо, вымученно, как и всегда у Сорокина. Трудно сказать, что это – чистой воды халтура или просто то, что в державно-патриотическом литературном блоке называют русофобией. Интерес представляют исключительно как пример шизоидного восприятия отечественной действительности нашей «продвинутой» интеллигенцией.
4. Кибиров Т. Генерал и его семья. – М.: Individuum, 2020. – 624 с.
Говорят, «семейная сага». Формальные признаки есть. Кто-то замечает, Кибиров просто сгрузил сюда все, что записывалось. Так и есть. Общая рыхлость и шаткость целого очевидны. Я же отчего-то вспоминал «Годы без войны» Ананьева. Никакого сходства в плане содержания, но тот же посыл –писать ходовой коммерческий жанр стилем боллитры. Что ж, опять все пошло насмарку.
3. Идиатуллин Ш. Последнее время — М.: АСТ, Редакция Елены Шубиной, 2020. — 480 с.
Родовая проблема прозы Идиатуллина последних лет – рыхлость и аморфность, стремление быть большой литературой, не в смысле соответствия высокому назначению литературы, как нас учили в школе, а формату. Отсюда книги с искусственными и неубедительными сюжетами, псевдопроблемами, не имеющие ни начала, ни конца. «Последнее время» — неудачный исторический роман, перекрещенный вовремя в этнофэнтези. Апокалипсис здесь есть, но он настолько головной и рукотворный, что не можешь понять примером чего он мог бы стать и чему научить читателя.
2. Ханов Б. Развлечения для птиц с подрезанными крыльями. – М.: Эксмо, 2020. – 384 с.
Ханов строчит, как заведенный, а количество не переходит в качество. Судя по всему, ему светит такая же судьба, как Игорю Савельеву: издаваться — да, попадать хотя бы близко в прозу – нет. Попытка быть нашей Руни явно не удалась. Как и стремление быть модным – вся эта чехарда героев, пустоцветье и болтанка их по жизни соответствует принятым ныне параметрам, но тем больше убивает всякий интерес к написанному. Книга как дешевая газировка, хотя речь вроде шла о другом – крафтовом пиве мысли и литературы.
- Захаров Д. Кластер — М.: АСТ, Редакция Елены Шубиной, 2020. — 352 с.
Видать, совсем плохо идут дела у Шубиной, что в ход пошел роман трехлетней давности. Эта книга столь же невнятна как и «Средняя Эдда» и едва ли сильно отличается от нее по тональности и содержанию. Добрые, уже не люди, страшный мир организаций-корпораций. Ничего нового. Все это уже где-то было.