не знаю, какой философ устроил эти новые детские площадки в Парке Культуры (левее главного входа), но он обустроил ещё и пространства мыслительные, с их невидимыми, но широченными горизонтами. чтобы родитель не скучал, не позволял душе лениться, не терял связи и со своим поколением, и даже со старшими. отдававшими ему эстафету резвости, инициативности, здорового восторга, когда таких площадок не было…
восторг – ключик к пониманию всей нашей цивилизационной цепи. восторг и непрерывность.
восторг – и твоего дитя, и твой, — когда она в предчувствии водного участка площадок, слыша плеск воды и голоса детей, подтягивает штанишки и несётся туда! да-да-да – тот же голос-унисекс, тот же сжимающий живот и пробегающий мурашками к подмышкам смеховыкрик восторга, что это всё есть, здесь, и уже в нескольких шагах за кустами. так же мы подбегали к нашему ашукинскому пруду, по другой берег которого садовое товарищество «Рассвет», предчувствуя соучастие в празднике купания, с заходящимся дыханием, которое утихомиривалось лишь с нырянием, с задержкой под водой (тягуче-зелёного цвета), умасленной прорывами солнца…
хоть все эти аттракционы, скорее всего, вообще иностранцы выдумали (немецкие слова на технике наводят) – но ей-богу, очень по-советски вышло. как у французских постановщиков олимпийского шоу «СССР 1917-1941» в Сочи 2014-го. и я пытаюсь глядеть на эти выдумки – смоделированную на понятном детям языке приспособлений мелиорацию целинных земель, — глазами деда моего М.Ф.Таборко, который тут работал, когда не Парк Культуры, а ВСНХ здесь была. который в Треугольнике ЦПКиО получал почётную грамоту с авангардно-графическим Сталиным на обложке… вот это всё – правильно, это и коллективизирует детей, и оставляет родителей на бережку созерцать, как с энтузиазмом заняты они одним делом, поднятием воды в каналы, распределением её, насосным выплёскиванием. в общем – ведущей деятельностью дети занятые своей, возрастной, игровой.
спираль восхождения, спираль взвода воды (на фото) – это уже было здесь, — только в виде парашютной вышки (кто угадал так эстетическую преемственность, хоть и в малом масштабе?), — это ещё и спираль поколений.
и ты, конечно, живёшь одновременно и теми масштабами, и этими, и детскими и своими – причём свои, естественно, увеличиваются от умения масштабироваться в детское восприятие, от частоты переходов… «гиперопЕчный папа» — как зовут меня не в первый раз, и не первая жена даже, но ничего не могу поделать с собой. буду шастать по детской земле, чтоб подстраховывать, просчитывать опасность, уклонять от капель и встречных жестов… но лишь выдастся минутка покоя – присяду и буду созерцать мам. это отдельная и не менее естественная, чем галдящее человечкиство, тема.
«дань, отдаём дань» — мелькает штамп-фраза за всей картиной. дань в чём – в занятии детьми, сопровождении их? ну, понятно, природно – мы в некотором плане ещё для них недостающее тело, длинные и цепкие руки, высокий рост, взрослая сообразительность… хотя, уверен, мы личностно занимаем в их фокусе восприятия и мысли минимум места – именно как своё же тело не видно при движении, как средство познания и пополнения мира Собой. пополнения… да, двузначное слово.
мы-то, на условном берегу, и пополнили ими мир – причём все в святой надежде, что мир достанется им куда лучший, хотя сами для этого не делали коллективно ничего или почти ничего. но дожили до таких бесплатных и увлекательных аттракционов, например. и глядим из своей отдельности, с берега, как далеко «заплывут» хронологически следующие, смогут ли социально сплотиться так, как не смогли мы…
мы плотились индивидуально, только плотились интимно – платили времени своей изнашиваемой им плотью за право выйти за её же пределы новым субъектом. но не сплотились – как раз там, где воплощённые идеи сближают и выстраивают новую социальность внутри старой.
…там есть далее, на песчаной площадке, где «Каракумы» и колонка-водокачка, по желобам льющая потоки в песок — скелет динозавра. намекающий на археологические, многовековые глубины смоделированного для детей мира. так эта скелЕтина – мы! сидящие поодаль, глядящие не из глазниц динозавра, а своими пока наличными глазами — как, играючи, весело, восторженно уходит наше время. но только наше уходит – поскольку оно одновременно и не наше, детское (всё прибывающее), и только своим параллелизмом это «двухтактное» время и даёт «право». им — играть на моделях взрослых сооружений, нам — в эти минуты углубляться в своё-возрастное. половое, половинное. которое по-прежнему ещё – дань, долг. а как иначе? зов сплочения, низменный и коммунизменный.
смотреть на мамаш, вычисляя их размножаемый, отминусОвываемый от мягких зон, вес-потенциал – смотреть не разумом, а тем древнейшим аппетитом, «благородным инстинктом продолжения рода». а они знают, что это выход в свет, поэтому и одеты соответственно, под аппетиты – мышечно-мягкое, жизнетворное вычисляешь помимо моды, штрихов времени… и шагает на цыпочках из дедовских глубин парка бронзовая «Девушка на буме» – из 1937-го, с их вполне осязаемой телесностью и разумностью же строительства всего окружающего, производящего Человека, в направлении коммунизма. о коем запечатлевшая движение женской красоты Елена Янсон-Манизер знала куда больше здешних мамаш!..
но всё равно я гляжу на них как равный, как соучастник потока, из которого обязан вырастать смысл, обязан быть прогресс. а что он пока только в радости и забавах детей на фоне социо-апатии родителей, так это наша и вина – отваживавшихся политические смыслы ловить, будить, ходить (маршами)…
Дмитрий Чёрный