Глядя на взаимное истребление тех, кто родился уже и в хвалёном 21-м веке, а не только в 90-х, после СССР (а кто-то и в СССР) — нельзя не задумываться об альтернативах. Мы обязаны об этом думать, мы обладаем знаниями альтернатив. Мы обязаны об этом говорить. Иначе азарт истребления разумной фауны – увлечёт всё, способное самосознавать и созидать.
Самый процесс, конечно, завораживает и отвлекает от отвратительной цели, — процесс обучения техническим хитростям, направленным на… убийство «врага». То есть если вдуматься, вся государственная машина (нам она виднее с нашей стороны) направлена на то, чтоб инвестировать, говоря её же капиталистическим языком – в разрушение материи, в убийство. Как правило, не только в убийство мобилизованным, но и мобилизованного.
«Боевое слаживание» проходят – чтобы убивать, тут нет сомнений. Давайте учиться, чтобы… убивать и умирать. Оптимизировать друг друга. Заводы (те немногие, что остались после приватизации), рабочие на «оборонных» (кавычки тут, чтобы не нарушать военной цензуры) заводах — в штатном порядке вкалывают, чтобы… убивать «русским оружием» украинских соседей. Да, что они соседи – надо всё-таки понимать и признавать, поскольку делёж СССР на государства происходил без нашей воли, но стал объективной реальностью. И либо одно государство признаёт соседнее, либо… Становится изгоем для прочих – но и не это главное, конечно.
Главное – человеческое. Главное – то, ради чего нас создавали и воспитывали наши родители (да-да, без божественной гипотезы, вполне материально, кропотливо, влюбленно в жизнь, так сказать). Вряд ли кто-то из них, о Великой (и действительно) отечественной войне знающих из собственного опыта или опыта родителей, признает, что давали нам воспитание, тепло и домашний уют, давали гарантированное социалистическим государством образование, чтобы… нами как рабочей силой в войне воспользовались господа, которые не создали в нашей стране НИЧЕГО. Не только не создали, но ещё и созданное социалистическим трудом – приватизировали в целях личной наживы и распродажи за рубеж.
А мы-то не из их, буржуйских, планов родом вообще! Мы из другой страны и из других планов, чертежей – для нас возводили несколько поколений те блага-изобретения научного прогресса и социальной инфраструктуры, которые позволят нам делать открытия, и создавать материальные ценности уже следующим поколениям, на новом уровне, не тратя времени на борьбу за бытовой комфорт, не отвлекаясь на мелочи. И конечно всё это преемственное движение было возможно только в мирной обстановке – как говорил воевавший и тяжело раненный Леонид Ильич Брежнев, советский народ заслужил, завоевал право на мирный труд и отдых…
Да, эти времена кому-то кажутся далёкими, а заветы иллюзорными, однако мы родом именно оттуда, и по воле класса-завоевателя, пришедшего, проросшего изнутри нашего социума, то есть по воле буржуев – ни мыслить, ни действовать не хотим. Имеем полное историческое право не хотеть и не действовать. Мы – наследники Великого Октября, а не ваучеров и французской булки. Мы наследники взявшего власть пролетариата.
И вся эта суета, курсы военной подготовки, «боевое слаживание», которое уже слаженные беспамятные Иваны-без-родства зовут «встаёт страна огромная» — вызывает единственный вопрос: а ради чего? Взаимное истребление – ради чего? Все эти сложные машины, которые строились в СССР для обороны социализма, а используются буржуями для истребления советского народа – для чего? Владение ими – нужно для чего? Что дальше, ради чего продолжается война? Что она должна «расчистить» помимо самих её невольных и вольных участников? Задача СВО была, как мы помним, «освободить» ДНР и ЛНР – что ж, она достигнута, причём с лихвой, с привеском Херсонской и Запорожской областей! К чему же готовятся далее те, кто уже «отжал» Запорожскую АЭС, кто рад руинам Азовстали? Вот пусть они думают об этом, о своём, буржуйском – а мы будем думать о нашем, человеческом.
Была у нас, студентов-психологов, такая шутка о гуманизме.
Вопрос: когда человек в деятельности смотрит на другого человека не как на средство, а как на цель?
Ответ: в оптический прицел…
Но сейчас-то тысячи глядят друг на друга так, без шуток. И когда деяния умов и рук человеческих, технические изобретения времён ещё единого отечества – используются для разрушения (городов и тел), то становится интересно, как можно было бы жить БЕЗ этого абсурда.
«Вы зиговали, вы маршировали, обстреливали ДНР и ЛНР» — звучат упрёки украинцам. Всё так, всё было, но не российские нефтегазовые миллиардеры и владельцы ЧВК (разжившиеся африканскими алмазами, золотишком, сирийской нефтью и газом) тут судьи, и это не повод для ТАКИХ масштабов взаимного истребления. Этого не должно быть в принципе на нашей планете, на нашей земле. Это знают коммунисты – гуманисты, но не абстрактные. Они не просто это знают, они знают – как.
Если отвлечься от этой стычки, отдалиться от линии соприкосновения – постепенно, как бы на дроне, ничем кроме нашего взгляда не вооружённом, лететь всё выше и дальше, за пределы атмосферы, а потом и в космос, то… То станет ничтожной и невероятной причина войны, причина столкновения двух и в мирное-то время вымирающих стран (у РФ тут скорость – миллион в год). Стран, которым надо работать над иными вопросами – увеличения населения, улучшения способствующей этому инфраструктуры, а не разрушения её… В самом дееспособном возрасте, в расцвете ума и сил мужики должны убивать друг друга – снова спрашиваю, — зачем? Что хочет доказать Вселенной начавшая войну сторона – наши нефтегазовые благодетели? Что среди бесчисленной неживой материи, среди чёрных дыр и астероидов наш единственный в галактике и далее комочек жизни, наша Земля – слишком густо населена?
Думать о другом человеке по формуле «ты нужен мне, чтобы тебя убить» — это вселенский тупик. Целью в прицеле высокоорганизованная материя быть не должна, здесь должно стоять табу – именно в силу того, что она есть результат очень многих и тонких одушевлённых усилий, усилий целых поколений по строительству всё более разумной жизни. Строительству в себе и вовне. Да, с этого пути свернули кто – куда в 1991-м, однако не в мариупольский же пепел и не в донецкую гарь библиотеки превращать эту недостроенную лестницу?
С женщиной в воображении/отношении субъективном проще: «ты нужна мне чтобы тебя любить» (из тебя генетически, как и из себя, как «из ребра Адама», в тебе и с тобой далее строить продолжение наше, продолжать непрерывность рода…) Здесь взаимная необходимость друг другу живыми вроде бы очевидна, вдобавок становится иногда смыслом жизни – на какое-то её время (грубо называемое репродуктивным возрастом).
А что можно в виде формулы вообразить о мужчине, с которым взаимно убивать друг друга ты не хочешь? Условие: найти то, что оправдает жизнь, а не смерть во имя буржуйских «миров» — русского, украинского, не важно.
Вспомним для ещё одной подсказки «Мрию», изрешечённую «освободителями» — единственный облётанный экземпляр чудо-самолёта, на котором поднимали к космическим высотам «Буран», уничтожен в ходе СВО, причём ещё и со злорадным торжеством… Мужчины, образованные, здоровые и умные — были в социалистической единой родине своей, в СССР нужны друг другу, детям и жёнам, современникам и вообще стране для того чтобы разрабатывать и собирать вот такие технические конструкции. Образно: человек с человеком не борется за место под солнцем, сталкивая его в могилу, но один человек надстраивается над другим, и так — всё выше, в космос… Нужны были мужчины-инженеры (впрочем, что за сексизм? и женщины-инженеры в той же мере!) и для производства оружия, однако никак не для взаимного уничтожения, только для защиты социализма — этого самого строя, комфортного и продуктивного для всех народов, населявших СССР.
Что-то такое невероятное и ужасное должно было случиться тут, чтобы вчерашние научные сотрудники и братские народы начали друг друга истреблять, «зачищать территорию», что тем инженерам-конструкторам из КБ Антонова и «Южного», изобретателям и создателям «Бурана» и «Мрии» — показалось бы хуже атомной войны.
А это всего-навсего — контрреволюция 1991-го. Которая была встречена и в России и на Украине — даже с радостью. Дни независимости 1990-го года и 1991-го года рождения здесь чтут, празднуют… Разлом пошёл оттуда, но не настолько критический, чтобы уничтожать советские электростанции, добиваясь того чтобы сотни тысяч бывших советских сограждан сидели без электричества и воды в многоквартирных домах, мёрзли. Нападающая сторона назвала это «вбомбить в Каменный век» — это ещё верно показывает ориентиры правящих в РФ господ, архаика их не пугает, запредельный уровень их личного комфорта защищён надёжно от плебса, от трудового народа, которому и предлагается «путешествие» в дореволюционное, досоциалистическое прошлое. Социальный регресс — норма для них, водворённая на место социального прогресса. Хотя бы такого социального и технического прогресса, который был нормой при Брежневе.
Когда ежегодно вводились в эксплуатацию (и только в данном контексте произносилось данное слово — никак не в отношениях человека к человеку) десятки и сотни новых заводов, строились новые города, новые научные высоты завоёвывались — советский космос и исследовательский интерес простирался до Венеры и до Фобоса. А сейчас? Сейчас тот, кто на думских выборах от имени правящей в РФ партии обещал строить в Сибири города-миллионники, напротив, истребляет советские города, стирает их с лица Земли. Где не только природные, но и человеческие «ресурсы» (заговоришь о буржуях — начнёшь их понятия использовать!) ограничены, являются счётным множеством…
Кто думает, что это можно и нужно остановить внешней силой, силой НАТО — горько ошибается, это только распалит пламя войны. Войны, которую давно перестали стесняться таковой называть самые кремлёвские из «говорящих бобров». Останавливать это нужно изнутри, и с обеих сторон. Не индивидуальным героизмом-отщепенством, но коллективным осознанием, коллективным созреванием, сплочением — в котором не будет ни одного зазора и ни одного лишнего, кому потребуется выпрыгнуть вперёд или назад. И вот, только навалившись такой силой на зачинщиков безумия и раздора, можно будет изменить ход продолжающегося распада СССР. Распада уже на уровне физической гибели носителей советской памяти, — всё той же высокоорганизованной материи, — и на уровне идеологического обманного госоправдания этой гибели как якобы патриотического долга…
Сплочённым народам и республикам — под силу создание таких, как выше на фото, чудес техники для великой задачи человечества, для освоения космоса. Сплочённым в строительстве коммунизма умам — и космос, и неживая материя не преграда, они несут разумную жизнь в сложнейших капсулах, распространяют её, отгоняя вселенский холод и небытие всё дальше, за пределы галактики. Вот — цель, а не просто мрия, мечта, вот — путь, пройденный примерно наполовину.
Мало кто знает, что о том, что галактика наша не едина во Вселенной — человечество узнало лишь менее стал лет назад, в конце 1920-х годов. Знания о ближайших планетах — и того моложе. Но научились посылать туда летательные аппараты, дистанционно управлять ими! Забирать грунт, исследовать эти планеты — научились. Всё зря? Всё — лишь для музейных артефактов?
Нет, наши, именно наши, без кавычек Мрия и Мечта — не будут жертвами социального регресса. Не будем мы разглядывать в бессилии поверженные потомками их разработчиков машины удивительные (как называл их Роберт Рождественский), не будем вглядываться в рукотворные внутренности Мечты, что несла советского человека к звёздам, но повержена на земле… Мы помирим Мрию и Мечту, всё выстроим заново, по ленинским чертежам. Ведь, как говорил Гусев в «9 днях одного года», даже если мысль учёного остановится после открытий, новые пытливые умы придут к тому же рубежу и продолжат открывать энергию, способную обеспечить коммунистическое человечество. Из искусственно создаваемого высокотехнологичными средствами Каменного века — стоит выглянуть в недавний двадцатый, послушать заново эти мысли. Ведь это мысли о Нас, о нашем множественном числе и нашем будущем. Не о чьём-то абстрактном…
Дмитрий Чёрный, гражданин СССР, писатель, номинант Нацбеста-2008