Обычно древность ассоциируют с архаическими общественными укладами. Однако даже при сохранении рабовладения в Афинах существовала демократия — не для всех, а только для имеющих достаточное число рабов. Социальный прогресс в истории человечества никогда не шёл прямой восходящей дорогой. Оценивая проблески социального равенства на фоне сплошной тьмы веков, когда нормой было угнетение человека человеком, мы выделяем даже такую, рабовладельческую демократию, поскольку она стала матрицей для общественных перемен в далёких веках, когда иная экономическая детерминация порождала всё новые взаимоотношения классов, а в целом — людей…
Территория нынешней России тоже не была сплошь населена крепостными крестьянами, а которых много и сурово писали Маркс, Бакунин, Чернышевский, Ленин. Осознающий своё рабское положение раб, готовый бороться за своё и таких же как он рабов освобождение, — писал Ленин, — уже больше, чем раб, он гражданин Будущего, он хозяин своей и общества судьбы. Но вот восхваляющий своего хозяина раб — не просто раб, а холоп и хам. Богатая в этом смысле история российского хамства, между тем, имеет и исключения. Провозвестники свержения царизма, декабристы, конечно же, чтили всякого ранее восставшего на земле романовской империи против самодержцев — тут никакие дворянские предрассудки не мешали мысленно родниться Пестелю и Пугачёву, Трубецкому и Разину.
Декабристы потому так известны в России и за её пределами, что явили своим примером восстание проживающих в достатке классов против своего «благодетеля», против вершины социальной пирамиды, которая означала для сотен тысяч невеликого тогда населения России феодальное рабство, а для меньшинства — проживание в европейском комфорте. Пытавшиеся принести народу «демократию сверху» потерпели поражение. Но ранее и в европейской части России, помимо известных крупнейших крестьянских восстаний были примеры низового неповиновения царизму. Зачастую это были ещё и религиозные войны по сути — вспоминаются и язычники, недовольные христианизацией, и староверы. Одно из знаковых имён вождей таких восстаний, попирающих самые основы царизма с позиций низовой, крестьянской демократии, которая тоже существовала в примитивных формах в этно-языческих общинах — Иван Болотников.
О нём и северской демократии как таковой, основанной на языческих принципах принятия общинных решений, рассказывает историк и правозащитница Мария Архипова (Баст).