Почему вы вообще оперируете терминами «отсталость» и «архаика»? И в особенности применительно к современному, в целом-то глобальному обществу? А я знаю, почему! Потому что «мир-системку» недостаточно внимательно изучали. Ведь какая главная идея у мирсистемщиков?
Идея их в том, что те вещи, которые нам кажутся «багами» на самом деле могут являться «фичами», способствующими выживанию и развитию данной экономики и данного общества в тех условиях, в которые эти самые общества и экономики оказались поставлены окружающим миром. Классический пример, с которого мир-системный анализ (валлерстайнианство) начинается — это вопрос о том, почему такое прогрессивное в своей проектной основе государство, как США, прямо со старта воспроизвело у себя такой ветхий экономический институт как классическое рабство?
Ведь ситуация же была уникальная: буржуазия строила государство полностью для себя и под себя с полным отсутствием «балласта» в виде феодальных земельных отношений и феодальных же иерархий, роли церкви и тому подобных вещей — и здрасьте-нате, вот вам классическая римская вилла с «говорящими орудиями» в эпоху капитализма. И, более того, эта система успешно развивалась и прогрессировала вплоть до самой Гражданской войны, которая разрешала как раз системное противоречие между Севером и Югом.
Да и потом во многом Система опиралась на неравноправное положение чернокожих (надо ли пояснять смысл марксистского термина «резервная армия труда», которым, собственно, и объясняется любое неравенство — что расовое, что гендерное?) Это я к тому, что нельзя рассматривать какие-то явления как «архаику» в отрыве от обществ, которым эти явления свойственны и от тех экономических моделей, в которых они существуют.
И для примера возьмём такую штуку как гомофобия и в особенности современная трансфобия. Ну да, с нашей просвещённой точки зрения это дикость и отсталость, и на уровне гуманистической парадигмы так оно и есть. Но посмотрим на это дело с точки зрения именно экономики малых развивающихся стран!
Одна из главных проблем, которая и не даёт им поднять голову и выбраться из периферии хотя бы в полупериферию — это миграционные потоки, которые, как правило, все направлены во внешний мир.
Ну то есть все сумевшие получить хоть какое-то образование и хоть какие-то востребованные за границей скиллы первым делом начинают думать, как бы им побыстрее свалить туда, где платят побольше, социальное обеспечение получше и процент жиров «у масли» повыше. Национальную экономику это буквально душит, поскольку она теряет и обеспеченных потребителей и квалифицированные кадры, и вместо развития вынуждена ужиматься.
Но если поддерживать определённый идеологический барьер с более развитыми экономиками, то это будет некоторым образом тормозить миграцию: «У них там в Америке геи прайдами ходют, а ещё там в школах гендером мучают чуть ли не с первого класса, там из моего мальчика прекрасного девочку насильно сделают — ну его нафиг, лучше дома посидим»
Потребители остаются дома, при этом страна становится привлекательной для инвестиций потому что имеет запас квалифицированных работников, которые никуда не поедут, местная буржуазия радостно бежит рукопожиматься с зарубежными контрагентами. Точно так же, к слову, для Израиля выгоден внешний антисемитизм (очень возможно, что его даже искусственно подогревают), потому что он направляет мировые миграционные потоки как раз к ним.
Как только накал страстей по поводу Ближнего Востока в мире слегка затихает, то в израильских миграционных потоках сразу становится заметной т.н. «обратная алия», ну потому что так-то страна дорогая, довольно иерархичная, да ещё и с неприятным климатом и опасными соседями, куда лучше , пользуясь дарконом, жить в Европе или в Штатах.
Но стоит в очередной раз всей этой ситуации «взвиться кострами» или просто в какой-то стране случиться великому нестроению, как Израиль мигом принимает очередную крупную партию полукровных потомков еврейских бабушек и получает дополнительный буст к экономике в виде дешёвой и на все готовой рабочей силы, дети которой в будущем станут потребителями. В принципе с той же точки зрения можно смотреть и на коррупцию и на непотизм и на многое другое.
Алексей Байков
От редакции: В принципе, с этой же констатации лабильности/мобильности локальных отношений труда и капитала — начинался антиглобализм. А мы помним, кто в России был главным его проповедником с середины нулевых — мирсистемщик Борис Юльевич, которого посадили совсем не за это (и мы любим его тоже не за это, а за книги «Периферийная империя» и «Политология революции»)… То есть попытка сформировать низовой ответ глобализации — с того и начиналась, что перенос производств ТНК в страны Третьего мира и искусственное формирование отсталости (войнами, например) в них же есть первейшая повестка для любых движений (не только марксистских), которые пытаются бороться не со следствиями, а с причинами социального неравенства, в пределе — с причинами всевластия капитала и эффективности его (опережающих борьбу с ним пролетариата) стратегий.
И потому при в целом толерантном отношении антиглобалистов к вышепоименованным меньшинствам (и даже к бранному слову «меньшинства»), они манифестировали на своих многолюдных шествиях в том числе и эту саму отсталость (арабские и прочие национальные костюмы), но в желании бороться с нею. Пять европейских социальных форумов, что прошли за нулевые годы — показали весь спектр сил, по-разному борющихся «на местах» с одними и теми же ТНК и обслуживающими их интересы правительствами. Что же изменилось с тех пор?
Изменилась вся повестка, снизу доверху! Империализм развивался и аккомодировал. Потому напрочь забыт антиглобализм и его прабабушка, международная солидарность трудящихся. Империализм (да-да, примерно как в Израиле) оседлал всё то, что вчера бросало ему вызовы — ту самую национальную (патриотическую) архаику, что восставала против «безродности» новых (культурных) норм производства и потребления, даже левую повесточку (не без таких штрейкбрехерш, как Даша Митина) сырьевой российский империализм подтянул к себе поближе. Доказательство тому — книга мужа Митиной Гафурова, написанная для Новатэка (Михельсона) и Газпрома (Миллера) за хороший, несомненно, гонорар с их барского плеча. Название «Боевая экология» (против «Гринписа», конечно же!) — это как раз удар этих вчерашних участников и докладчиков социальных форумов (по приглашению Бориса Юльевича!) по одному из отрядов антиглобалистов. Ведь Крымнаш-Газпромнаш-Юкоснаш-Арктика-шельф-наш! Какая борьба, с каким (родным) капиталом?.. «Россия — всё, остальное — ничто».
Вот и вся песенка: классовое господство воспроизведено даже на этом «просвещённом» вроде бы уровне, чётко виден заказ и исполнители, Плохиши проданного ими же за чечевичную похлёбку антиглобализма. В итоге отсталость в самой России не просто воспроизводится в силу «естественной» деградации инфраструктуры (уже восемь регионов вот-вот станут энергодефицитными в стране, поставляющей энергоресурсы в Турцию, Китай, Афганистан, Иран, Евросоюз и даже в США) — она, отсталость, пропагандируется с использованием всех государственных ресурсов. Чем ближе к адату запросы — тем законопослушнее граждане. Аборты (а это начало наступления на завоёванные Великим Октябрём права женщин, на социалистическое равноправие их с мужчинами) — вселенское зло с напева РПЦ, Госдума вводит почти исламистские кары за право женщины решать, становиться ли ей матерью. Заработки женщин на руководящих и IT-позициях в РФ — меньше на 27%, чем у мужчин… Отсталость? Да, причём создаваемая искусственно, сверху, самим капиталом. Православие хоть не объявлено госрелигией, но РПЦ давно стала частью государства, и «оскорбление чувств верующих» (про чувства неверующих нет статьи) — вполне реальный повод загреметь «кощуннику» в тюрьму.
Теократия?.. Тоже нет, но тенденция — такая, неизменная. Она рождается из классовой динамики, которая выражает отступление пролетариата сперва с самих заводов, уничтоженных частным капиталом как производства и перепрофилированными в супермаркеты по продаже произведённого в странах того самого 3-го мира, к которому Путинская Россия примкнула «с парадного подъезда».
Д.Ч.
На фото сверху — 2006-й, Афины, 4-й ЕСФ, где выступала и Митина