Проигранные революции как школа окаянства

Победившие революции обычно ломают многое – личные, семейные, карьерные, творческие планы уж точно. Проигранные революции уничтожают гораздо больше – взрывают горизонт прогресса, разворачивают историю вспять, бросают общество в болото депрессии и деполитизации.

Протестовать, бунтовать, восставать – хорошо и правильно. Боязнь революций – боязнь политической ответственности, без которой общество вечно будет инфантильным и зависимым. Нельзя бояться революций. И нельзя делать их наполовину. То, что сегодня мы и весь мир на пороге ядерной войны – итог проигранной Болотной. Итог страха, который почувствовали в Кремле в конце 11-го, потом победили после 6 мая, потом внушили этот страх обществу на фоне Майдана, потом испугались новой популистской волны снизу и попытались забетонировать все, что можно, чтоб не бояться уже никогда. Навязчивое нереализуемое желание, ведущее к судорогам и фатальным ошибкам.

Сегодняшняя операция в Украине — поход против новой Болотной. Поход, неизбежно раскалывающий общество гораздо сильнее, чем Болотная. В 2012 и позже мы многое сделали неправильно, но все это мы сделали не зря. И в современной истории у нас нет другой точки отсчета. Обнимаю и жму руки всем, кто примерно на той же волне, друзья.

Кирилл Медведев, МРК (2022)


От редакции: Я не преувеличивал бы сил оппозиции, предвидя «новую Болотную» в том же 2022-м… Карантин 2020-21-го если и разозлил кого-то, то политических и массовых очертаний эта злость не обрела. Локальные антиограничительные выступления — были именно локальными, будущего не имели, поскольку повод пустяковый (даже в ОКП возникли тогда «фракции» по отношению к принудительной вакцинации — смешно, но факт, единодушия не было). Пандемия сильно сбила прежние связи партий и движений, обнулила единую повестку оппозиции, и уровень политической культуры понизила — не даром возникло словосочетание «политический ковид». Мы все им переболели, а сил после болезни всегда мало.

Поражение 2012-го — причём не одномоментное, а размазанное, растянутое на весь год (ведь были шествия, «Марши миллионов» и 12 июня, и осенью потом), — развалило складывавшуюся до того целых десять лет коалицию (оформившуюся сперва как «Другая Россия», потом в Национальной Ассамблее). Здесь огромна, конечно, вина лидеров КС оппозиции — Яшина, Немцова, Удальцова, Навального, но смешно обвинять их сейчас… «Иных уж нет, а те далёко». Из всех на свободе один Удальцов — и он-то как раз далёк не то что от организационной, а от идейной даже подготовки к «новой Болотной». Такие мероприятия, каковые ожидались 6 мая на Болотной — надо тщательно готовить. «Относиться к революции как искусству» — учил Ильич. А по итогам «дела Левого Фронта» стало ясно, что завезены были только пара палаточек, и единой воли остаться там на майдан (то есть на запрещённый митинг), не было, хотя ЛФ и запасся памперсами (кроме шуток — см. «П.С.», 4 часть)… «Сидячая забастовка» — и та явилась для многих участников марша неожиданностью.

Меж тем (подробности в 4-й части «Поэмы столицы», coming soon) все исторические условия, которые никогда не повторяются — для майдана были. Даже обширная площадка под палаточный городок прямо напротив Кремля (какие были бы фото в день инаугурации!) — сейчас на месте этого упущенного исторического шанса стоит ЖК «Золотой», самые дорогие в Путинской России апартаменты. Злющая ирония матушки истории: в период безденежья 2021-го года весной я сам писал его рекламные «вводные» (связанные с топографическими предшественниками истории излагал «вкусно», чтоб разбудить покупательский аппетит буржуев) для сайта «Капитал групп» (! — и тут красноречие мести столичной планиды)…

Поражение 2012-го, меж тем, не было таким сокрушительным, как например у революции 1905-07 годов. Не потребовало политической эмиграции лидеров — это говорит о том, что «гиг» был слабоват, хотя противостояние и обозначилось чётко. Силовигархия — против гражданского общества и реальной уличной демократии, которая сама выступила собственной могильщицей. И это — тоже особенность тех «проклятых десятых», которых не было бы без «боевых нулевых», без длительной подготовки общественного мнения к таким массовым выступлениям. Увы, восторжествовавший в КС либерализм (а либералы боялись революции — в чём и признался Немцов при первом случае Медведеву) — оттолкнул нестоличные массы от Маршей миллионов. В «П.С.» (ныне её 4-я часть мной завершаема) — все мои мысли по ходу данных событий, без «извне», без мемуаристики…

Да, мы на этой волне — но именно что примерно. Работой над ошибками левых тогда, на мой взгляд, стало кружковое движение второй половины «десятых», но и оно не самоцель, конечно, и само по себе — было лишь повышением уровня философско-марксистской грамотности людей в основном беспартийных, если кто-то из прошедших этот ликбез всё же направит свои и коллективные усилия к революции. Которая (и Болотная-2012 это доказала) без классово ясной повестки и партийного ядра с руководством «искусством революции» — невозможна, а значит это должна быть Вторая социалистическая революция, пусть и более века проляжет «между первой и второй»… Империалистская военная «корректива» прошлого года, на которую отважилась силовигархия, — углубляющая сейчас классовую пропасть и усиливающая классовую же рефлексию трудового большинства Путинской России, на которое возложены все тяготы войны, — делает все наши усилия последних десятилетий отнюдь не пустыми.

Д.Ч.

На фото — Первая Болотная, 2011

Добавить комментарий