Сергей Морозов. Холодная тридцатка худшего чтива двадцатого года

Плохого, как всегда, было читать-не перечитать, и не все в меня влезло, что-то я пропустил сознательно, а что-то прошло мимо. Тем не менее, здесь год получился урожайным — плюс пять позиций к прошлому. Как обычно, напоминаю, книги расположены не в логике от менее плохого к самому плохому, а в очередности чтения.

30. Погодина-Кузмина О. Уран. — СПб.: Флюид, 2019. — 384 с.

Итоги 2020: Худшее чтение, изображение №2

 

Книга, в которую свалено все подряд. Чтоб шибало, чтоб попадало во все тренды, какие есть и какие только будут. Все, что говорят о ней – обман: и роман не производственный, и шпионский боевик не задался, и про тюрьму – оперетта, и как исторический роман – чушь. А уж как написано… Словно это первый опыт автора на русском языке.

29. Селуков П. Добыть Тарковского. — М.: АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2020. — 352 с.

Итоги 2020: Худшее чтение, изображение №3

 

Новому российскому интеллигенту потребовался новый Ванька и его новая литература, чтоб оттенять недостававшую ранее для полноты образа народность. И вот, назначенный стипендиат и лауреат старается изо всех сил ради барина — создает видимость присутствия «народа» в литературе.

28. Букша К. Чуров и Чурбанов. — М.: АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2020. — 288 с.

Итоги 2020: Худшее чтение, изображение №4

 

Очередной псевдороман от многолетней, заслуженной уже надежды российской прозы. Букша не пишет, а наплетает, перескакивая с одного на другое. Жили-были два челдобана, а потом вместе померли. Один был таким, а другой – другим. А вокруг них жили уроды. Но куда деваться, спасать приходится и таких.

27. Филипенко С. Возвращение в Острог. — М.: Время, 2020. — 224 с.

Итоги 2020: Худшее чтение, изображение №5

 

Очередной роман почетного молодого графомана, понаехавшего с Беларуси (как будто нам своих не хватало!). Но хорошие люди к нам не едут. Актуальную и душещипательную историю сироток из провинции Филипенко пытается изложить с популярной ныне в домах Лондона и Парижа примесью детектива. Получается плохо, но дело осложняется еще и попытками хохмить по поводу. Написано примитивно и омерзительно.

26. Ануфриева М. Доктор Х и его дети. – М.: Эксмо, 2020. – 320 с.

Итоги 2020: Худшее чтение, изображение №6

 

Отечественный опыт спекуляции на теме травмы, и, конечно, же психиатрии. «Деток жалко». Качество, сами понимаете, российское. О содержании книги лучше всего говорит иллюстрация на обложке – какающий мальчик (а ведь хотели изобразить ангела). Ну, вот там все такое, внутри.

25. Авдич О. Эксперимент «Исола»/ Пер. с шведск. Е. Тепляшиной. — М.: Corpus, 2020. — 320 с.

Итоги 2020: Худшее чтение, изображение №7

 

«Зарница» по-шведски. Претендентов на спецзадание и звание лучшего из лучших вывозят на остров. Далее начинаются убийства. Абсолютно беспомощная книга, пытающая срастить воедино «1984» и «Десять негритят». Результат отталкивающий. Раньше такое давали «в нагрузку».

24. Демпси О. Найдите Ребекку/ Пер. с англ. Д. Сорокина. — М.: Эксмо, 2020. — 320 с.

Итоги 2020: Худшее чтение, изображение №8

 

Очередной водевиль в Освенциме. За подобное обращение с трагической темой надо свозить авторов на новый Нюрнбергский процесс. У кого — трагедия. А у них любовь на фоне крематориев. Моральный посыл таких книг крайне сомнителен – «ради своей любви». Нет, люди воевали ради любви как таковой. Потому что нацизм и любовь – вещи несовместимые. Наконец, ужасна сама философия малых дел. Этак можно договориться до того, что если бы в Освенциме было много «ангелов», то жить там, при нацизме вообще было бы вполне возможно.

23. Макушинский А. Предместья мысли: философическая прогулка. – М.: Эксмо, 2020. – 320 с.

Итоги 2020: Худшее чтение, изображение №9

 

Это почетный член клуба «Худшее чтение». Здесь к псевдолитературе подключаются псевдофилософия и псевдотравелог. Занудно, как всегда. Но и на сон грядущий не годится. Вообще ни на что не годится.

22. Юзефович Г. Таинственная карта. — М.: АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2020. — 512 с.

Итоги 2020: Худшее чтение, изображение №10

 

Насовать рецензий, которые поклонники читали год за годом на «Медузе»? Ну что это за книга? Польза от этого сборника лишь одна. Полистав, видишь, сколь однообразна манера «главного критика страны». В остальном, предназначена для распространения исключительно в среде почитателей культа.

21. Синицкая С. Сияние «жеможаха» — СПб.: Лимбус-пресс, 2020. – 356 с.

Итоги 2020: Худшее чтение, изображение №11

 

Гротеск. Бурлеск? Помпезность и косноязычие с характерным антисоветизмом. Библейский размах и мифология Великой войны с литературными шутихами. Перед нами боллитра самого высокого помойного разлива.

20. Савельев И. Как тебе такое, Iron Mask? — М.: АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2020. — 352 с.

Итоги 2020: Худшее чтение, изображение №12

 

Каждая последующая книга Савельева – хуже предыдущей. Забавно, но чем старше он становится, тем больше пыжится быть молодым и актуальным. Но, с рогами в рай не пускают. Ни герой-гомосексуалист, сын oligarch’а, ни рассказ о том, что где-то там идет схватка бульдогов над и под ковров, пока тот сидит под надзором спецслужб, не спасают от скуки и недоумения: Про что это? Зачем это?

19. Прилепин З. Имя рек. Сорок причин поспорить о главном. — М.: АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2020. — 320 с.

Итоги 2020: Худшее чтение, изображение №13

 

Прилепин так любит себя, что искренне уверен: публика должна проглотить все, что из-под него исходит. Опять же, как любой заправский поп-исполнитель, он уверен — его имя должно постоянно оставаться на слуху (а может так думает его редактор-продюсер). Поэтому даже записи застольных бесед и сетевых разглагольствований годятся для этой цели. В этом сборнике ответы по всем вопросам бытия – от большой политики до быта и биографии. Как будто мы спрашивали.

Самое забавное – подзаголовок. Чистое издевательство. Ну, какой тут может быть спор? Читатель априорно лишен права голоса.

18. Водолазкин Е. Сестра четырех. — М.: АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2020. — 320 с.

Итоги 2020: Худшее чтение, изображение №14

 

Он еще и драматурх. Новый Чехов, блин. Сам Водолазкин уверяет, что у драматурга есть лишь один инструмент – речь. Так вот, представьте себе драматургию человека, у которого плохо и с речью, и с мышлением.

17. Вяха Н. Завещание/ Пер. с шведск. Е. Савиной. — М.: РИПОЛ классик, 2020. — 520 с.

Итоги 2020: Худшее чтение, изображение №15

 

Роман скорее не чтобы семейный, скорее, из жизни животных. С большим смаком выписывается раздольная жизнь с поджогами, мордобитием, радостями секса и просто безразличием.

16. Томас С. Дочь олигарха/ Пер. с англ. И . Филипповой. — М.: Corpus, 2020. — 256 с.

Итоги 2020: Худшее чтение, изображение №16

 

Книжка посему о плодах олигархии, оранжерейных детях, заброшенных любящими их на отдалении папками. О чистых листах, на которые следует приклеить дипломы о престижном (где? для кого?) британском образовании. Ведь все остальное у них уже есть. Из книги ясно, что молодым, богатым молодым тем более, сейчас быть по-прежнему нелегко, потому что до смерти скучно. Скучно и нам, читатель. Издатель, зачем ты это выпустил?

15. Карасев А. Парк Победы. — Ек.: Издательские решения, 2020. — 292 с.

Итоги 2020: Худшее чтение, изображение №17

 

Написано, что роман, но книга не дотягивает даже до сборника рассказов. Набор баек, зарисовок и эскизов. Полуфабрикат. Мужская проза с армейским душком. Было ли еще что-то в жизни автора? Но и армейская судьба описана так, как ее подавали не раз. Вторично, невыразительно, бессодержательно. Но автор при этом ухитрился прославиться как борец за «настоящую литературу».

14. Ферранте Э. Незнакомая дочь/ Пер. с ит. Е. Тарусиной. – М.: Corpus, 2020. – 192 с.

Итоги 2020: Худшее чтение, изображение №18

 

Жила-была женщина, поехала на море, влезла в чужие отношения. А дочь повзрослела. Если кратко описывать эту книгу, то они ни о чем. А когда ни о чем, начинают говорить о некоей особой психологической чуткости. Не верьте. Рекламный трюк. «Неополитанский квартет» еще можно было как-то претерпеть. Внесерийные романы этого автора следует обходить стороной.

13. Блок С.М. Оливер Лавинг/ Пер. с англ. В. Осеневой. — М.: Синдбад, 2020. — 480 с.

Итоги 2020: Худшее чтение, изображение №19

 

Книга высосана из пальца, сложена из картона популярных тем и мотивов, и держится на двух типовых соединениях – тайне прошлого и бесконечно длящейся травме. Такого барахла в нынешней американской литературе полным-полно. Подобные романы поставлены на поток. Если роман Блока чем-то выделяется, то откровенной компилятивностью, совершенной натужностью, искусственностью, и графоманским стилем.

12. Акунин Б. Мiр и война. — М.: АСТ, 2020. — 272 с.

Итоги 2020: Худшее чтение, изображение №20

 

Привычное акунинское косноязычие плюс страсть к морализаторству. Сейчас я Вас любить родину научу. И учит. Воюем не за государство, а за себя. И в собственных проблемах, как-нибудь сами разберемся. Либеральнее Льва Толстого.

11. Бабушкин Е. Пьяные птицы, веселые волки. — М.: АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2020. — 352 с.

Итоги 2020: Худшее чтение, изображение №21

 

Бабушкинские рассказики (абсурд, невнятица, бессмыслица) составили ему славу едва ли не Джойса, что само по себе нелепо. Но не вина автора в том, что его заставляют быть на кого-то похожим. Беда в том, что он стругает и стругает бесчисленное количество слов оформленных в короткие сеты в которых нет ничего кроме слов. Дополнительный минус – значительная часть сборника состоит из уже из использованного в издательском деле продукта. Так что перед нами результат вторичной переработки. Вчерашнее продают под видом свежего.

10. Прилепин З. Ополченский романс. — М.: АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2020. — 352 с.

Итоги 2020: Худшее чтение, изображение №22

 

В прошлом году было про себя и про Донбасс. В этом – я о Донбассе. Разница небольшая. И тут, и там – малохудожественно, но зато очень мужественно. Ведь мужик без войны не мужик. Только там начинается жизнь. Сам уж лыс да сед давно — а проза всё новая, неразменный луидор наш…

9. Степнова М. Сад. — М.: АСТ, Редакция Елены Шубиной, 2020. — 412 с.

Итоги 2020: Худшее чтение, изображение №23

 

Роман с невнятным началом и вовсе без конца. Ее следовало бы остановить еще в издательстве на первом ридерском рубеже и отправить либо на дописку и переписывание, либо в мусорную корзину. Не должно ее быть и по другой причине. Очевидно ведь, что текст настолько интересен автору, наплодившему по своей воле разных чудных симов, что читатель здесь и не предполагается. Он — лишний.

8. Яковлева Ю. Каннибалы – М.: Эксмо, 2020. – 640 с.

Итоги 2020: Худшее чтение, изображение №24

 

Яковлева пишет исключительно плохие книги. Попс на ужасах ГУЛАГа – что в детских книгах и псевдодетективах из 1930-х годов. Косноязычие, помпезность. Все признаки социально-ответственной тематики и боллитры. Здесь к ним добавляется новомодное нагромождение героев и эпизодов. И как всегда вместо книги мы получаем заунывную экскурсию. Теперь по миру балета. Не скучать не придется.

7. Поляринов А. Риф – М.: Эксмо, 2020. – 288 с.

Итоги 2020: Худшее чтение, изображение №25

 

Первый роман Поляринова представлял собой неумелое соединение автобиографической прозы и потуг на повесть о гражданском активизме. Здесь он полностью отказался от попыток сваять что-то оригинальное и начал собирать отечественный роман по шаблону американской беллетристики: травма, секты, мама, семья… Обилие отсылок к культурной антропологии, которая сама в книге так и не используется, искусственная экзотика и полное незнание советских реалий. Книга кончилась ничем.

6. Бакман Ф. Тревожные люди/ Пер. с шведск. К. Коваленко. — М.: Синдбад, 2020. — 416 с.

Итоги 2020: Худшее чтение, изображение №26

 

Весь роман состоит из тупичков, по которым тебя водит автор. Бесконечные повторы, нагромождение пустых идиотских диалогов в первой части смотрится тривиальным раздуванием объема. Действие стоит, мы знаем то, что знали с самого начала, а на нас обрушиваются потоки словесного поноса: неудачных, плоских, подчас туалетных шуток, перемежаемых авторским назидательным мудрствованием и откровенным словоблудием. Такое впечатление, что все это вообще написано в пьяном виде.

5. Сорокин В. Русские народные пословицы и поговорки. – М.: Corpus, 2020. – 352 с.

Итоги 2020: Худшее чтение, изображение №27

 

Тупо, глупо, вымученно, как и всегда у Сорокина. Трудно сказать, что это – чистой воды халтура или просто то, что в державно-патриотическом литературном блоке называют русофобией. Интерес представляют исключительно как пример шизоидного восприятия отечественной действительности нашей «продвинутой» интеллигенцией.

4. Кибиров Т. Генерал и его семья. – М.: Individuum, 2020. – 624 с.

Итоги 2020: Худшее чтение, изображение №28

 

Говорят, «семейная сага». Формальные признаки есть. Кто-то замечает, Кибиров просто сгрузил сюда все, что записывалось. Так и есть. Общая рыхлость и шаткость целого очевидны. Я же отчего-то вспоминал «Годы без войны» Ананьева. Никакого сходства в плане содержания, но тот же посыл –писать ходовой коммерческий жанр стилем боллитры. Что ж, опять все пошло насмарку.

3. Идиатуллин Ш. Последнее время — М.: АСТ, Редакция Елены Шубиной, 2020. — 480 с.

Итоги 2020: Худшее чтение, изображение №29

 

Родовая проблема прозы Идиатуллина последних лет – рыхлость и аморфность, стремление быть большой литературой, не в смысле соответствия высокому назначению литературы, как нас учили в школе, а формату. Отсюда книги с искусственными и неубедительными сюжетами, псевдопроблемами, не имеющие ни начала, ни конца. «Последнее время» — неудачный исторический роман, перекрещенный вовремя в этнофэнтези. Апокалипсис здесь есть, но он настолько головной и рукотворный, что не можешь понять примером чего он мог бы стать и чему научить читателя.

2. Ханов Б. Развлечения для птиц с подрезанными крыльями. – М.: Эксмо, 2020. – 384 с.

Итоги 2020: Худшее чтение, изображение №30

 

Ханов строчит, как заведенный, а количество не переходит в качество. Судя по всему, ему светит такая же судьба, как Игорю Савельеву: издаваться — да, попадать хотя бы близко в прозу – нет. Попытка быть нашей Руни явно не удалась. Как и стремление быть модным – вся эта чехарда героев, пустоцветье и болтанка их по жизни соответствует принятым ныне параметрам, но тем больше убивает всякий интерес к написанному. Книга как дешевая газировка, хотя речь вроде шла о другом – крафтовом пиве мысли и литературы.

  1. Захаров Д. Кластер — М.: АСТ, Редакция Елены Шубиной, 2020. — 352 с.
Итоги 2020: Худшее чтение, изображение №31

 

Видать, совсем плохо идут дела у Шубиной, что в ход пошел роман трехлетней давности. Эта книга столь же невнятна как и «Средняя Эдда» и едва ли сильно отличается от нее по тональности и содержанию. Добрые, уже не люди, страшный мир организаций-корпораций. Ничего нового. Все это уже где-то было.

Добавить комментарий